Упр.223 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:

Составьте и запишите два предложения со словами пропасть и вертел таким образом, чтобы в первом из них эти слова являлись именами существительными, во втором — глаголами. Можно ли утверждать, что ударение помогает определять и значение, и грамматические признаки слов?

Ветер чуть не снёс нас в пропасть (сущ.), на краю которой мы стояли.

Я начал беспокоиться, что все наши усилия могут пропасть (глагол) зря.

Повар не забывал поворачивать вертел (сущ.), на котором жарился гусь.

Он вертел (глагол) в руках конверт, не решаясь вскрыть его.

Да, ударение помогает определять и значение, и грамматические признаки слов.

Придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:

Николай Иванович;

Коля;

сынок (сыночек);

господин Рыбаков;

коллега;

молодой человек;

доктор.

Придумайте и запишите 2—3 предложения с обращениями. Составьте схемы.

Вежливо ли так обращаться к окружающим нас людям?

— Эй ты, убери свои учебники с моей парты!

— Эй вы, давайте начинать игру!

— Ты что, не знаешь правил? Быстро уступи дорогу!

Николай Иванович – обращаются коллеги, пациенты;

Коля – обращаются родные, друзья, знакомые;

сынок (сыночек) – обращаются родители;

господин Рыбаков – обращаются в официальной обстановке;

коллега – обращаются коллеги;

молодой человек – обращаются на улице, в транспорте, в магазине;

доктор – обращаются пациенты.

Николай Иванович, поздравляю, операция проведена блестяще!

Сынок, как прошло твоё первое дежурство?

Молодой человек

Прочитайте отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». После обращений ( | ) делайте паузу ( | ) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

Лисица от собак бежала, бежала да под пенёк в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:

— Глазки, глазоньки, | что вы делали?

— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

— Ушки, ушки, | что вы делали?

— Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

— Ножки, ноженьки, | а вы что делали?

— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

— А ты, хвостище, что делал?

— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал.

Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.

— Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Собаки ухватили лису за хвост и вытащили из норы.

– Глазки, глазоньки, что вы делали?

– Ушки, ушки, что вы делали?

– Ножки, ноженьки, а вы что делали?

– А ты, хвостище, что делал?

Данные предложения с обращениями по цели высказывания являются вопросительными.

– Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Данное предложение с обращением по цели высказывания является побудительным.