Контрольные вопросы и задания после упр.502 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучается в морфемике?

В морфемике изучаются морфемы как части слова.

2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

При образовании однокоренных (родственных) слов получаются слова с различным лексическим значением. Например, звонить, звонкий, перезвон.

При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым. Например, звонить, звонит, звонят; правильный, правильная, правильные; телефон, телефона, телефону.

3. Как найти окончание и основу слова?

Чтобы найти окончание в слове, нужно изменить его по родам, по числам, по падежам или по лицам, в зависимости от того, какая перед нами часть речи. Изменяемая часть слова и есть окончание. Основа – это часть слова без окончания.

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

Основа слова может состоять из приставки, корня и суффикса.

5. Покажите на 2–3 примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

Окончание является значимой частью слова, т. к. выражает различные грамматические значения форм слов:

– числа: краска – краски, яркая – яркие, красит – красят;

– рода: яркая – яркий – яркое;

– падежа:

И. п. – яркая краска, яркие краски;

Р. п. – яркой краски, ярких красок;

Д. п. – яркой краске, ярким краскам;

В. п. – яркую краску, яркие краски;

Т. п. – яркой краской, яркими красками;

П. п. – о яркой краске, ярких красках;

– лица и числа:

1 л. – я крашу, мы красим;

2 л. – ты красишь, вы красите;

3 л. – он (она, оно) красит, они красят.

Суффикс и приставка являются значимыми частями слова, т. к. служат для образования слов: вода – водяной, группа – подгруппа.

6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

Примеры с чередованием гласных в корне слова: предлагать – предложить, расти – выращенный – подросла.

Примеры с чередованием согласных в корне слова: светит – свеча – освещать.

7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.

Примеры слов с беглыми гласными:

– в корне: угол – угла, ремень – ремня;

– в суффиксе: листок – листка, горец – горца;

– в приставке: подождать – поджидать, оторвать – отрывать.

8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда – с?

В приставках на -з/-с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с: безвкусный – бесплатный, раздать – расширить.

9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг- – -лож-, -раст- – -рос-?

В корне -лаг- – -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-: предполагать, предположение.

В корне -раст- – -рос- безударная а пишется перед ст, щ: вырасти, выращенный, выросла. Слова-исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав.

10. Какая буква – о или ё – пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

В большинстве слов после шипящих под ударением в корне пишется буква ё. К ним можно подобрать однокоренные слова с буквой е в корне: жёрдочка (жердь). Слова-исключения: крыжовник, трущобы, шомпол, шорох, шов, капюшон, шок, шорты и другие.

11. И или ы пишется после ц в корне у большинства слов?

У большинства слов после ц в корне пишется буква и: цифра, циркуль. Слова-исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц, цыпки.