Упр.16 ГДЗ Александрова Загоровская 5 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 5 класс, Просвещение:

16. 1) Прочитайте фрагмент, извлечённый из текста предыдущего упражнения. Определите, какую часть этого текста он дополняет.

В самом языке оснований для разграничения букв-дублетов не было, нужно было просто запомнить, зазубрить, где какую букву писать, и это, конечно, усложняло усвоение грамоты. Например, буква 4; писалась там, где теперь пишем е, но только в некоторых словах. Писали: дерево, деньги, десять, но дткдъ, дtaskкти, дtaskЬло; прощеше — сожаление, моей — слабtaskкй. Чтобы заучить, где писать taskк, прибегали к ухищрениям. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с 4;; например, самый популярный: «Бtaskкдный, бtaskклый, бледный б"ксъ побtaskкжалъ поешкшно в лtaskкеъ».

Были пословицы, отражающие тяжёлую участь школяров: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица — к ленивому плеть движется». Ещё в XVIII веке учёные, в том числе В. К. Трсдиаковский, М. В. Ломоносов, отмечая недостатки русской орфографии, признавали необходимым избавиться от лишних букв.

(С. Кузьмина)

Фрагмент дополняет 4 часть текста, после информации о буквах-дублетах.

2) Какая информация — основная или дополнительная — содержится в прочитанном фрагменте? Какую роль он выполняет в тексте?

В прочитанном фрагменте содержится дополнительная информация, он содержит примеры.

3) Перечитайте текст упражнения 15, включив в него недостающий фрагмент.

За свою долгую историю русское письмо претерпело только две реформы – в начале XVIII и в начале XX века. Первая реформа была проведена Петром I. Специальным указом в 1708 году были отменены некоторые писавшиеся по традиции, по ненужные русскому письму буквы: (омега), (пси), (кси), (ижица) и некоторые другие. Некоторые буквы старославянского письма оказались лишними уже для древнерусского языка. Так, в древнерусском языке не было носовых гласных звуков, передаваемых большим и малым юсами, эти буквы просто дублировали буквы у, ю, я, и поэтому их постепенно перестали писать. Кроме того, было изменено начертание самих букв – они были приближены по своему виду к латинским. Так появились две азбуки-кириллицы. Новую назвали гражданицей или гражданкой, поскольку она предназначалась для светских текстов. Неизменённая кириллица использовалась для церковных текстов.

Сам Пётр I вскоре восстановил некоторые упразднённые им буквы, а затем Академия наук, уже после его смерти, снова исключила из азбуки лишние буквы и узаконила новые, уже употреблявшиеся в текстах, но ещё не включённые в азбуку: э и й.

В конце XVIII века появилась буква ё. С введением гражданской азбуки в алфавите впервые устанавливаются прописные и строчные буквы.

К концу XIX – началу XX века в русском письме накопилось много устаревшего, не связанного с фактами живого языка. Главным недостатком орфографии признавались лишние буквы. Для передачи некоторых звуков имелись буквы-дублеты: е – (ять); Ф (ферт) – (фита), и – i (иже) – (ижица). В самом языке оснований для разграничения букв-дублетов не было, нужно было просто запомнить, зазубрить, где какую букву писать, и это, конечно, усложняло усвоение грамоты. Например, буква писалась там, где теперь пишем е, по только в некоторых словах. Писали: дерево, деньги, десять, но ддъ, дти, дло; прощенiе – сожалнiе, моей – слабй. Чтобы заучить, где писать, прибегали к ухищрениям. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с ; например, самый популярный: «Бдный, блый, блдный бсъ побжалъ поспшно в лсъ». Были пословицы, отражающие тяжёлую участь школяров: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица – к ленивому плеть движется». Ещё в XVIII веке учёные, в том числе В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, отмечая недостатки русской орфографии, признавали необходимым избавиться от лишних букв.

Однако реформа орфографии – самое большое событие в истории письма – состоялась уже в XX веке. 10 октября 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил декрет о введении нового правописания.

4) Составьте план получившегося текста и перескажите его.

План:

1) Реформа Петра I.

2) Включение в алфавит новых букв э и й.

3) Появление буквы ё.

4) Буквы-дублеты и их заучивание.

5) Реформа орфографии в XX веке.