Упр.19 ГДЗ Александрова Загоровская 5 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 5 класс, Просвещение:

19. 1) Бегло прочитайте рассказ из книги «Лингвистические детективы» известного учёного-языковеда Николая Максимовича Шанского. Какую загадочную историю «расследует» автор?

Что такое окно? Если обратиться к словарю, то мы в нём найдём такое определение этого предмета: «отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-либо транспортного устройства (поезда, парохода, самолёта и т. д.)». Но всегда ли окно служило таким целям? Оказывается, не всегда. И об этом свидетельствует уже название этого предмета.

Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете нс меньше, нежели археологические находки.

Зачем же делали окно раньше? Об этом чётко и определённо говорит история происхождения слова. Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- (

Следовательно, окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось (кстати, как свидетельствуют археологи, вначале из щели между брёвнами сруба) для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вис дома. Поэтому оно и уподоблялось оку, то есть глазу.

Между прочим, позже для обозначения отверстия, посредством которого можно видеть, наблюдать за происходящим, русские использовали также и новое название органа зрения — слово глаз (ер. глазок — «отверстие в дверях для наблюдения за кем- или чем-либо»).

Нечто подобное мы наблюдаем и в некоторых русских диалектах, где слово зен-ко — «зрачок» (родственное поэтическому зеница, просторечному зенки — «глаза») известно и в значении «окно, рама, оконный переплёт»; у болгар, которые окно сейчас называют словом прозорец (от прозирам — «вижу»); у поляков, которые обозначают иногда окно словом wyzieniik (от wyzierac — «высматривать, выглядывать»), и т. д.

Автор «расследует» историю происхождения слова окно.

2) Внимательно прочитайте текст ещё раз. С какой целью автор рассказал эту лингвистическую историю?

Этой лингвистической историей автор показывает, как много можно узнать из слова.

3) Прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста. Какими доказательствами учёный подтверждает эту мысль? Примеры из каких языков приводит?

Основная мысль текста: Окно – один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные.

Эту мысль учёный подтверждает историей происхождения слова, а также примерами из русских диалектов и болгарского и польского языков.

4) Перескажите текст, дополнив его информацией рубрики «Диалог культур».