Упр.393 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)
Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:
Прочитайте стихотворение как полилог участников разговора. Почему автор дал тексту такое необычное название? Получилась ли беседа у мальчиков? Почему? Было ли общение успешным, услышали ли они друг друга?
ВИНЕГРЕТ
— Ну, ребята, как делишки?
— Хорошо! — кричат мальчишки.
— Есть ли новости у вас?
— Есть! — и начали рассказ.
— Ходил я в цирк не так давно.
— А я на речке был.
— Как было весело, смешно!
— Разделся и поплыл.
— Нахохотался я до слёз.
— И вдруг пошёл ко дну.
— Там пёс кота в коляске вёз.
— И закричал: «Тону!»
— Там клоун был без головы.
— А тут ребята шли.
— Играли в мяч морские львы.
— Они меня спасли.
(А. Шибаев)
Автор дал такое название тексту, потому что реплики ребят не связаны между собой, каждый из них ведёт свой монолог, реплики двух монологов перемешиваются, и, если читать эти реплики по мере их произношения, получается путаница, бессмыслица, подобная винегрету (салат, в котором перемешаны разные ингредиенты).
У мальчиков беседа не получилась, поскольку они не слушали друг друга и не обсуждали одну тему, а каждый рассказывал о себе. Следовательно, общение их назвать успешным нельзя: мальчики друг друга не слышали.
Прочитайте и озаглавьте текст. Укажите в нём элементы художественного стиля. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните притяжательные прилагательные как члены предложения. Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками. Над какими видами орфограмм вы работали? В каком значении употреблено выделенное слово?
Разными тропами досталось мне ходить: и медвежьими, и кабаньими, и волчьими, и заячьими, и даже птичьими (в предложении вставлены запятые между однородными определениями с повторяющимся союзом и). Но по такой шёл впервые.
Тропинку эту расчистили и протоптали муравьи. Их было много-много. Слюдяные крылышки насекомых блестели, и казалось, (запятая перед союзом что в сложном предложении) что между травинками льётся струйка воды.
Я иду около дороги, проделанной муравьями, и считаю шаги: шестьдесят пять, (запятая между однор. обстоятельствами) семьдесят. Это моих, больших, (запятая перед союзом а в сложном предложении) а сколько же муравьи должны сделать! Серьёзная тропа! Я присел на камень. Сижу и смотрю, (запятая перед союзом как в сложном предложении) как бьётся под ногами живая жизнь.
(По Н. Сладкову)
Вариант ответа 1
Заголовок: Серьёзная тропа.
Элементы языка художественной литературы: эмоциональность речи, эпитеты (например, серьёзная тропа), метафоры (например, бьётся под ногами живая жизнь), однородные члены предложения.
Вариант ответа 2
• Элементы художественного стиля: наличие однородных членов предложения, наличие восклицательных предложений, метафоры: «слюдяные крылышки», «бьётся живая жизнь», эпитеты «серьёзная тропа».
• Орфограммы в словах с пропущенными буквами:
- Кабаньими, волчьими, заячьими, птичьими, муравьи, льётся, муравьями, серьёзная, бьётся – разделительный мягкий знак.
- Дороги – падежные окончания существительных, сущ. 1 склонения в Р.п.
- Расчистили – приставка рас- перед глухим ч корня.
- Сделать – приставки з- нет.
- Блестели – чередование корней –блест-/-блист- - нет суффикса –а- после корня, значит, -блест-; есть суффикс –а-, значит –блист-.
- Считаю – безударная гласная в корне слова - подсчи?тывать.
• Выражение «слюдяные крылышки» означает глянцевые, блестящие, как слюда.
Подготовьте на основе составленных предложений (см. упр. 392) и материалов из энциклопедий, Интернета и т. д. устное публичное выступление на одну из выбранных вами тем. Постарайтесь выступить так, чтобы слушатели почувствовали ваше отношение к произведениям народного промысла.
Вариант ответа 1
Публичное выступление на тему
«Деревянное золото нижегородских мастеров».
Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.
В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись— пламенная хохлома.
Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.
Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.
На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.
Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.
Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке». Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.
Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.
Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.
Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры. Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.
Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.
Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы. «Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину. «Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями. Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.
При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.
Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток. Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи. Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.
Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют исключительно растительные орнаменты. Ключевая особенность росписи – золотой фон. Богатые переливы эффектно оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.
Вариант ответа 2
Костяное кружево
Костяное кружево – это отдельный вид резьбы по кости, при котором косторез делает сквозные отверстия, складывающиеся в причудливый и изящный узор. В России славится холмогорская косторезная школа. При помощи специальных инструментов умельцы прорезают кости насквозь, создавая удивительные узоры. Чаще всего это растительный или геометрический орнамент. Музеи мира хранят великолепные образцы ларцов, шкатулок, миниатюрных шкафчиков, икон, кубков, ваз, выполненных в технике ажурной холмогорской резьбы по кости.
В качестве материала для работы мастера в основном используют клыки моржей или найденные на побережье кости давно вымерших мамонтов. Каждый предмет, выполненный из кости, неповторим. При создании костяного кружева косторез порой оставляет только тончайшие линии, соединяющие детали. Этот удивительный вид народного творчества требует не только навыков резьбы по кости и таланта, но и терпения. Долгие часы кропотливого труда создают хрупкую, почти прозрачную ткань узора.
Каждая брошь или шкатулка, созданная из натуральной кости руками мастера, уникальна и хранит тепло рук её создателя. Именно поэтому костяное кружево высоко ценится коллекционерами и любителями оригинальных вещей.