Упр.45 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:

45 Прочитайте фрагмент книги Э. Вартаньяна «Путешествие в слово». Определите главную мысль текста.

Если словообразовательная сила языка греков и языка римлян заключена в возможностях префиксации, английского — в переводе слов из одной части речи в другую, немецкого — в основосложении, то мощь и гибкость русского языка обусловлены не в последнюю очередь неисчислимыми комбинационными возможностями создания слов с помощью суффиксов и приставок. Именно это даёт языку нашему, по наблюдению Н. Г. Чернышевского, «решительное превосходство... над другими европейскими языками по богатству и разнообразию словопроизводства».

Основная мысль текста: основная словообразовательная сила русского языка - в создании слов с помощью суффиксов и приставок.

1. Приведите примеры слов из текста, образованных суффиксальным способом, приставочным, сложением.

Слова, образованные суффиксальным способом:

- префиксация

- английского

- русского

- словообразовательная

- комбинационными

- европейскими

- богатству

Слова, образованные приставочным способом:

- слов, образованных приставочным способом, в тексте нет.

Слова, образованные сложением:

- основосложение

- словопроизводства

2. Постройте словообразовательную цепочку, показывая последовательность образования слова неисчислимыми.

Неисчислимыми

3. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием и слово без окончания.

Слова с нулевым окончанием:

- римлян

- слов

- мощь

- гибкость

- очередь

- приставок

Слово без окончания:

- именно

4. Найдите и выпишите из текста слово, которое соответствует схеме:

- римлян

- английского

- гибкость

- русского

- создания

- наблюдению

- богатству

5. Подготовьте устное сообщение, подтверждая своими примерами справедливость главной мысли приведённого текста.

Основной способ образования новых слов в русском языке - морфемный. С помощью словообразовательных морфем - приставок и суффиксов - можно образовать огромное множество слов.

В процессе словообразования можно создавать словообразовательные цепочки, которые показывают, от какого слова и с помощью какой именно морфемы образовалось то или иное слово. Из нескольких словообразовательных цепочек составляет словообразовательное гнездо, куда входят уже десятки однокоренных слов. Например, словообразовательное гнездо слова говорить включает в себя больше ста слов, образованных различными способами.

Словообразовательные приставки и суффиксы имеют различное лексическое значение. Например, суффиксы -тель-, -щик- указывают на профессию, обозначенную мотивирующим словом (учить > учитель, камень > каменщик); суффиксы -от-, -есть-, -ость-, -изн- указывают на качество или свойство (белый > белизна, нежный > нежность); приставка не- обозначает отрицание чего-то, что названо мотивирующим словом (правда > неправда, интересный > неинтересный); приставка за- указывает на начало действия (плакать > заплакать).

Морфемный разбор слова:

Мощь

1. Определим часть речи - имя существительное.

2. Выделим основу и окончание: мощь (нулевое окончание)

3. Выделим приставки и суффиксы (если есть): мощь (непроизводное слово) (приставок и суффиксов нет)

4. Выделим корень: мощь

5. мощь

Гибкость

1. Определим часть речи - имя существительное.

2. Выделим основу и окончание: гибкость (нулевое окончание)

3. Выделим приставки и суффиксы (если есть): гибкость

4. Выделим корень: гибкость

5. гибкость