Упр.68 ГДЗ Александрова Загоровская 7 класс (Русский язык)
Ниже вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 7 класс, Просвещение:
68.
1) Прочитайте фрагмент автобиографической повести И. С. Шмелёва «Лето Господне» про себя. Уточните значения незнакомых слов по толковому словарю. Отметьте слова, которые вызывают затруднения в произношении, проверьте их по орфоэпическому словарю.
Масленица... Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — "масленица"? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике — на блине? — от которого пахло мёдом — и клеем пахло! — с золочёными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и всё это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту «масленицу* устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — и "масленицы" исчезли. Но живы они во мне. <...>
Оттепели всё чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромою сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат "свадьбой", и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за чёрной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звёзды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. Капает в темноте, — масленица идёт. Давно на окне в столовой поставлен огромный ящик: посадили лучок, «к блинам*; зелёные его пёрышки — большие, приятно гладить. <...>
В субботу, после блинов, едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы, — они из дерева и залиты льдом, — завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Видно пустые клетки с сухими деревцами; ни птиц, ни зверей не видно. Да теперь и не до зверей. Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. <...> Масленица кончается: сегодня последний день, "прощёное воскресенье".
2) Что вспоминает герой в прочитанном фрагменте? Каковы его чувства?
Герой вспоминает конец зимы и как отмечалась Масленица в его детстве. Эти воспоминания наполнены запахами, звуками, светом и различными деталями: от блинов до ранних весенних пейзажей. Герой испытывает восторг и сладкую тоску по прошлому.
3) Озаглавьте фрагмент, обозначив его тему. Какие функционально-смысло-вые типы речи использованы в тексте для раскрытия темы? Какой из них основной?
Тема: воспоминания о Масленице.
Заголовок: Масленичная неделя; Чудесная Масленица.
В тексте использованы описания с элементами повествования.
4) Выразительно прочитайте текст, обращая внимание на логические ударения, эмоциональную окраску голоса, длительность пауз.