Упр.81 ГДЗ Пичугов Еремеева 8 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 8 класс, Дрофа:

81. 1. Прочитайте четверостишия из стихотворения Ф. Глинки «Москва».

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Кто, силач, возьмёт в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьёт златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернёт?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?

2. Объясните знаки препинания в конце предложений.

Восклицательный знак передаёт эмоции говорящего, различные чувства, в данном случае – восхищение. Вопросительные знаки в этом стихотворении ставятся в конце предложений, которые по своей сути не требуют ответа. Это риторические вопросы.

3. Какую роль играют в этих стихотворных отрывках риторические вопросы? (См. об этом на с. 225.)

В этих стихотворных отрывках риторические вопросы привлекают внимание к описанным в нём явлениям и усиливают выразительность речи.

4. Составьте текст на тему «Риторический вопрос как средство выразительности речи». Включите в текст примеры из произведений русской классики.

Риторический вопрос как средство выразительности речи

Риторический вопрос – это средство художественной выразительности, с помощью которого высказанная мысль подчёркивается или выделяется среди других. Говоря простыми словами, это вопрос, который задают больше для того, чтобы добиться какого-то эффекта, а не получить ответ. Благодаря риторическому вопросу фраза выделяется, приобретая особо подчёркнутый оттенок, усиливающий выразительность.

Часто риторические вопросы можно встретить в произведениях русских писателей. Например, в очерке «Лес и степь» из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева риторический вопрос может сопровождать пейзажную зарисовку: «Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари?», или К. Г. Паустовский в книге «Сказочник» использует тот же приём: «Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое семечко липы?» В творчестве С. А. Есенина риторические вопросы характерны для авторского монолога:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

(«Отговорила роща золотая…»)

Снова вернулся я в край родимый.

Кто меня помнит? Кто позабыл?

Грустно стою я, как странник гонимый, –

Старый хозяин своей избы.

(«Синий туман. Снеговое раздолье…»)

Как видим, писатели и поэты охотно прибегают к этому приёму для усиления выразительности речи.

Дополнительный вопрос в старом учебнике

Составьте небольшой текст (3—4 предложения), используя в нём как средство выразительности риторические вопросы.

Как можно не любить лето? Лето – это прекрасное время года, это каникулы, это поездки! Разве не прекрасно пройтись босиком по тёплому песку, а потом нырнуть в море и плавать сколько душе угодно? Кто откажется от такого отдыха?