Упр.64 ГДЗ Ладыженская 9 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Тростенцова 9 класс, Просвещение:

64. Выпишите сложносочинённые предложения, подчёркивая грамма-тические основы и ставя пропущенные запятые между простыми предложениями. Подумайте, возможна ли перестановка частей в данных предложениях. Каковы смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений? В каких предложениях возможно употребление синонимичного союза и? Составьте схему 1, 2, б-го предложений.

1. Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость. (А. Пушкин) 2. Рыбка вдруг перестала брать и у нас наступила совершенная тишина. 3. Клёв прекратился и мы долго сидели, напрасно ожидая новой добычи. 4. От воды стал подыматься туман и отец приказал Евсеичу отвести меня домой. (С. Аксаков) 5. Ни одно насекомое не прожужжит в траве ни одна птичка не защебечет на дереве. (И. Гончаров) 6. Одни дятлы продолжали свою работу да где-то свистнул рябчик и боязливо замолчал. (Д. Мамин-Сибиряк) 7. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная; звёзды тоже хмурились. (А. Чехов) 8. После длительного перехода люди очень устали лошади также нуждались в отдыхе. (В. Арсеньев) 9. Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рагозин тоже навалился всем телом на борт. (К. Федин) 10. Способность к самопожертвованию тоже талант с ним нужно родиться. (П. Проскурин)

11. Странно было лицо у Семёнова — никак не разгадать его: грустно и в то же время хитро. (Н. Помяловский) 12. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке у обоих общее, звероватое. (М. Шолохов)

Сложносочинённые предложения:

1. Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика, и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость. (А. Пушкин) (последовательность)

2. Рыбка вдруг перестала брать, и у нас наступила совершенная тишина. (причинно-следственные)

3. Клёв прекратился, и мы долго сидели, напрасно ожидая новой добычи. (причинно-следственные)

4. От воды стал подыматься туман, и отец приказал Евсеичу отвести меня домой. (С. Аксаков) (причинно-следственные)

5. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве. (И. Гончаров) (одновременность)

6. Одни дятлы продолжали свою работу, да где-то свистнул рябчик и боязливо замолчал. (Д. Мамин-Сибиряк) (одновременность)

7. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная; звёзды тоже хмурились. (А. Чехов) (одновременность)

8. После длительного перехода люди очень устали, лошади также нуждались в отдыхе. (В. Арсеньев) (одновременность)

9. Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер, Рагозин тоже навалился всем телом на борт. (К. Федин) (одновременность)

Перестановка частей возможна в 5 – 9 предложениях, т. е. в тех, где союз и выражает одновременность. Употребление синонимичного союза и возможно в 6 – 9 предложениях.

Запишите два последних предложения и объясните правописание и синтаксическую роль слов то же, так же. Как отличить эти сочетания от союзов тоже, также?

11. Странно было лицо у Семёнова – никак не разгадать его: грустно и в то же время хитро. (Н. Помяловский)

12. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке у обоих общее, звероватое. (М. Шолохов)

То же (какое?) – местоимение с частицей, пишется раздельно, частицу можно убрать.

Союз тоже пишется слитно, членом предложения не является, можно заменить на союзы также, и.

Так же (как?) – наречие с частицей, пишется раздельно, частицу можно убрать.

Союз также пишется слитно, членом предложения не является, можно заменить на союзы тоже, и.