Упр.315 ГДЗ Рыбченкова Александрова 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 9 класс, Просвещение:

315 Прочитайте текст. С какими утверждениями автора текста вы полностью согласны? А есть ли такие, которые вызывают ваше возражение? Обоснуйте свой ответ.

Строго говоря, есть два необходимейших (слово без частицы не употреблять нельзя) условия жизни высоконравственного (сложные прилагательные, образованные от словосочетания с подчинительной связью, пишутся слитно: высокая нравственность) человека: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением) умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.

Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга - (резкое присоединение) огорчаемся: (значение причины) хочется отличиться. Отличаемся - (резкое противопоставление) тоже нехорошо, (можно подобрать синоним: плохо) вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть?

Самим собой. Это единственный верный совет. Он прост, (запятая разделяет части сложного предложения) но дорога к себе сквозь чужое, (запятая между однородными определениями) ложное, (запятая между однородными определениями) ненужное, (можно подобрать синоним: лишнее) (запятой выделяется вводное словосочетание) быть может, (запятой выделяется вводное словосочетание) самое трудное на свете.

Строительство личности начинается с внимания к себе, (запятая между однородными сказуемыми) а заканчивается состраданием к другим, (запятая между однородными дополнениями) милосердием к другим, (запятая между однородными дополнениями) ответственностью перед другими.

(Но книге О. Кучкиной «До свидания в апреле!»)

1. Сформулируйте тему текста и его основную мысль.

Тема текста: строительство (становление) личности.

Основная мысль: «строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими».

2. Определите стиль и тип речи текста.

Стиль текста: публицистический.

Тип текста: размышление.

3. Найдите в тексте фразеологизмы и выпишите их. Как вы понимаете их значения?

- (видеть себя) без прикрас - так, как есть, без преувеличений, в истинном свете.

- белая ворона - тот, кто резко выделяется среди других, не похож на окружающих.

4. Перепишите текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

5. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении и сделайте его синтаксический и пунктуационный разбор.

Строго говоря, (запятой выделяется вводное словосочетание) есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением) умение видеть другого, (запятой выделяется уточняющее обособленного дополнение) особенно страдающего другого, (запятой выделяется уточняющее обособленного дополнение) и умение видеть себя без прикрас.

Синтаксический разбор:

Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.

(что?) два условия жизни: умение и умение; два условия жизни (что делают?) есть; два условия жизни (каких?) необходимейших; два условия жизни (кого?) человека; человека (какого?) высоконравственного; умение (какое?) видеть; видеть (кого?) другого; другого (какого?) особенно страдающего другого; умение (какое?) видеть; видеть (кого?) себя; видеть себя (как?) без прикрас)

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, вводным оборотом и причастным оборотом, полное.

Пунктуационный разбор:

Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложения повествовательное, невосклицательное.

После обобщающего слова два условия жизни перед перечислением умение и умение ставится двоеточие, так как обобщающее слово стоит перед перечислением.

Причастный оборот особенно страдающего другого с двух сторон выделяется запятыми, так как стоит после определяемого слова другого.

Вводный оборот строго говоря выделяется одной запятой, так как стоит в начале предложения.

6. Найдите в тексте два сложных бессоюзных предложения. Сделайте их синтаксический и пунктуационный разбор. Чем различаются эти предложения?

Синтаксический разбор:

Похожи друг на друга1) - огорчаемся2): хочется отличиться3).

(1-е предложение: (каковы?) похожи; похожи (как?) друг на друга;

2-е предложение: (что делаем?) огорчаемся;

3-е предложение (что делать?) хочется отличиться)

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением условия между 1 и 2 предложениями и значением причины между 2 и 3 предложениями, состоит из трёх частей.

1-е предложение: односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное;

2-е предложение: односоставное, определённо-личное, нераспространённое, неосложнённое, полное;

3-е предложение: односоставное, безличное, нераспространённое, неосложнённое, полное.

Отличаемся1) - тоже нехорошо, вроде как белая ворона2).

(1-е предложение: (что делаем?) огорчаемся;

2-е предложение: (каково?) нехорошо; нехорошо (как?) вроде как белая ворона)

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением условия, состоит из двух частей.

1-е предложение: односоставное, определённо-личное, нераспространённое, неосложнённое, полное;

2-е предложение: односоставное, безличное, распространённое, осложнено сравнительным оборотом, полное.

Пунктуационный разбор:

Похожи друг на друга1) - огорчаемся2): хочется отличиться3).

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между 1-й и 2-й частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения - тире, так как в первой части содержится условие того, о чём говорится во второй части. От второй части к первой можно задать вопрос: при каком условии?

В первую часть можно вставить союз если: Если похожи друг на друга, огорчаемся.

Между 2-й и 3-й частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения - двоеточие, так как третья часть содержит причину того, о чём говорится во второй части. От второй части к третьей можно задать вопрос почему?

В третью часть можно вставить союз так как, потому что: Огорчаемся, так как хочется отличиться.

Отличаемся1) - тоже нехорошо, вроде как белая ворона2).

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между 1-й и 2-й частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения - тире, так как в первой части содержится условие того, о чём говорится во второй части. От второй части к первой можно задать вопрос: при каком условии?

В первую часть можно вставить союз если: Если отличаемся, тоже нехорошо.

Во второй части сравнительный оборот вроде как белая ворона выделяется запятой, так как стоит в конце предложения.