Упр.316 ГДЗ Рыбченкова Александрова 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 9 класс, Просвещение:

316 Послушайте фрагмент очерка «Трава» В. А. Солоухина и сформулируйте его основную мысль.

Прочитайте текст. С какой целью автор рассказал эту историю?

Основная мысль: Растения оказывают очень большое влияние на человека.

Автор рассказал этот текст затем, чтобы показать, какое огромное влияние на человека может оказать даже такая мелочь, как выросшее в куст земляники маленькое семечко.

Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. Арестанту, заключённому в одипочке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал кпиги читать и вдруг увидел: к книжной страпице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его, в безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял: перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес, и оно помещается в крохотной, едва различимой соринке.

У арестанта появилась бапка с землёй. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Семечко в конце концов проросло — это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать. Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении, начало происходить и развёртываться на глазах у потрясённого узника. Кустик был красив, а вернее сказать — прекрасен. Он радовал глаз законченностью, стройностью и той разумпостью, которая не поддаётся анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам он является её частицей.

Арестант в воспоминаниях утверждал: у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его прав, приносить успокоение и отдых — вот одно из побочных пазпачепий всякого растения и в особенности цветка.

Выполните задания.

1. Какие типы речи использовал автор в каждом абзаце?

Типы речи:

1-й абзац: повествование.

2-й абзац: повествование с элементами описания.

3-й абзац: рассуждение.

2. Подберите и запишите синонимы к слову потрясённый.

Потрясённый - поражённый, изумлённый, восхищённый.

2. Подберите и запишите синонимы к слову трогательный.

Трогательный - проникновенный, слезливый, жалостливый, волнующий, сентиментальный.

3. Выпишите из текста два бессоюзных сложных предложения и выполните их синтаксический разбор.

Он стал книги читать и вдруг увидел1): к книжной странице прилипло крохотное семечко2).

(1-е предложение: (кто?) он; он (что сделал?) стал читать и увидел; стал читать (что?) книги; увидел (когда?) вдруг;

2-е предложение: (что?) семечко; семечко (что сделало?) прилипло; прилипло (к чему?) к странице; странице (какой?) книжной; семечко (какой?) крохотное)

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением дополнения, состоит из двух частей.

1-е предложение: двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное;

2-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

Непонятное волнение охватило его1), в безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами2).

(1-е предложение: (что?) волнение; волнение (что сделало?) охватило; волнение (какое?) непонятное; охватило (кого?) его;

2-е предложение: (кто?) арестант; арестант (что сделал?) посмотрел; посмотрел (где?) в каменном мешке; в мешке (каком?) безжизненном; посмотрел (на что?) на семечко; посмотрел (чем?) глазами; глазами (какими?) другими)

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением перечисления, состоит из двух частей.

1-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;

2-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

Семечко в конце концов проросло1) - это очень обрадовало человека2).

(1-е предложение: (что?) семечко; семечко (что сделало?) проросло; проросло (когда?) в конце концов;

2-е предложение: (что?) это; это (что сделало?) обрадовало; обрадовало (в какой степени?) очень; обрадовало (кого?) человека)

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением времени, состоит из двух частей.

1-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;

2-е предложение: двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

4. Найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Начертите схему этого предложения.

Арестант в воспоминаниях утверждал1): у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та2), которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке3).

4. Найдите предложения, которые соответствуют приведённым схемам:

Чудо1), к которому мы так привыкли только потому2), что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении3), начало происходить и развёртываться на глазах у потрясённого узника1). (Чудо (какое?); привыкли (почему?)

[…, (к которому…)2), (потому, что…)3), …]1).

Он радовал глаз законченностью, стройностью и той разумностью1), которая не поддаётся анализу и объяснению2), но которая воспринимается человеком3), может быть, потому, что и сам он является её частицей4). (разумностью (какой?) которая не поддаётся анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком) (воспринимается человеком (почему?)

[…]1), (которая…)2), но (которая…)3), потому, что (…)4).

Синтаксический разбор:

Арестанту, заключённому в одиночке, принесли из большого мира стопу книг.

(что сделали?) принесли; принесли (кому?) арестанту; арестанту (какому?) заключённому в одиночке; принесли (откуда?) из большого мира; принесли (что?) стопу книг).

Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, осложнено причастный оборотом, полное.

Морфемный разбор:

Безжизненном

Словообразовательный разбор:

безжизненный (приставочно-суффиксальный способ)

5. Напишите сжатое изложение.

Изложение

Один арестант рассказал в своих воспоминаниях трогательную историю о травинке. Ему, сидящему в одиночке, принесли стопку книг. Начав её читать, арестант обнаружил прилипшее к одной из страниц семечко.

Когда у арестанта появилась банка с землёй, он дрожащими руками посадил семечко туда. Семечко проросло, что очень обрадовало человека. Он своими глазами увидел чудо, которое мы видим каждый день, однако уже из-за миллионного повторения, не замечаем его. Для арестанта же проросший кустик был прекрасен.

В своих воспоминаниях арестант писал, что для него было в жизни радости больше той, какую подарила ему выросшая в разбитой плошке земляника. А между тем ласкать глаз, вливать тихую радость в душу человека, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - это одно из побочных назначений растения, в особенности цветка.