Упр.117 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

117. 1. Запишите отрывок из статьи, посвящённой творчеству М. Пришвина. Подчеркните грамматические основы предложений.

Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонииtask* и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических2 отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся0 с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое0 нам чувство гармонии. Всё это — какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь0 с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь — происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».

(А. Киселёв)

Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».

2. В каких значениях употребляются слова гармония, чуткость, творчество, нравственные поиски?

Гармония – взаимное согласие, согласованность в сочетании чего-либо.

Чуткость – способность легко замечать, постигать, понимать, учитывать происходящее.

Творчество – деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей; создание новых объектов на основе новых, оригинальных идей или замыслов.

Нравственные поиски – одна из сторон духовной жизни личности, особенно интенсивно проявляющаяся в моменты принятия ответственных решений, в ситуациях морального выбора, при разрешении нравственных конфликтов.

3. Определите тему, основные мысли текста.

Тема текста: формирование мироощущения писателя, находящее отражение в его творчестве.

Основные мысли:

1) смысл нравственных поисков писателя состоит в постоянном стремлении ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений.

2) нужно найти гармонии во взаимодействии между человеком и природой;

3) соприкасаясь с природой, человек вспыхивает, оживает.

4. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

Докажите, что это текст.

Данный отрывок является текстом. Он состоит из нескольких предложений, связанных между собой общей темой и общей мысли. Предложения связаны союзами и союзными словами. Текст обладает логичностью, последовательностью повествования, лексический состав предложений относится к одному стилю.

С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

- указательные местоимения (это, этим)

- однокоренные слова (гармония, гармонических)

- лексический повтор (природа, гармония)

5. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание приставок?

- приближения (приставка при- имеет значение «приближение»)

- соприкасаемся (неизменяемая приставка со-)

- присоединяя (приставка при- имеет значение «присоединение»)

- прирождённое (приставка при- имеет значение «присоединение»)

- вспыхивает (приставка перед основой на глухой согласный)

- оживает (неизменяемая приставка о-)

- нарушенной (неизменяемая приставка на-)

6. Объясните знаки препинания.

Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, (запятая между однородными дополнениями) её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, (запятой выделяется деепричастный оборот) присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – (подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое – существительным в именительном падеже) какое-то чистое и единственное человеческое чувство, (запятая разделяет части сложного предложения) и мысль, (запятой выделяется деепричастный оборот) соприкасаясь с природой, (запятой выделяется деепричастный оборот) вспыхивает, (запятая между однородными сказуемыми) оживает, (запятая разделяет части сложного предложения) сам человек встаёт весь – (тире в сложном бессоюзном предложении со значением время и условия) происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии». (прямая речь, после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, сама прямая речь заключается в кавычки)

7. Запишите высказывание М. Пришвина, используя предложение с косвенной речью.

Предложение из текста:

Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».

Предложение с косвенной речью:

Михаил Пришвин, объясняя, в чём смысл гармонических отношений человека и природы, говорил, что в природе они соприкасаются с творчеством жизни и соучаствуют в нём, присоединяя к природе прирождённое им чувство гармонии. Также Пришвин утверждал, что «всё это – какое-то чисто и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».

8. Напишите сжатое изложение.

Основной смысл нравственных поисков писателя заключается в стремлении ощутить поэзию движения и обновления жизни, приблизить её к гармонии и радости человеческих отношений. Это объясняет его чуткость как художника. В своих записях М. Пришвин говорил о том, что в природе мы соприкасаемся с творчеством жизни и участвуем в нём, восстанавливая гармонию.

Лексический анализ слова:

Гармонии

1. Гармония – взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо.

2. Многозначное слово.

Гармония – 1. Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо. 2. (муз.) Согласованность, стройность звучания; благозвучие. 3. (муз.) Раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов. 4. (лингв.) В ряде языков — уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм. 5. (муз.) Клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.

3. Употреблено в прямом значении (1)

4. Синонимы: согласованность.

5. Антонимы: дисгармония, диссонанс.

6. Заимствовано из древнегреческого языка - скрепление, связь; соразмерность, стройность.

7. Не является устаревшим.

8. Относится к общеупотребительной лексике.

9. Фразеологизмов со словом нет.

Морфемный анализ слова:

Гармонических

1. Гармонических – имя прилагательное.

2. Выделим основу и окончание: гармонических

3. Найдём словообразовательные морфемы: гармонических

4. Найдём корень слова: гармонических (дисгармония, гармоничный).

5. гармонических

Орфографический анализ слова:

Соприкасаемся

1. соприкасаемся

2. Правописание неизменяемых приставок; приставка со- является неизменяемой.

3. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».

4. Безударная гласная в корне слова; чередование корней -кас-/-кос-; после корня стоит суффикс -а-.

5. Безударное личное окончание глагола; соприкасаться, 1 спряжение.

Прирождённое

1. прирождённое

2. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».

3. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: род.

4. Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; в суффиксе -ённ- пишется удвоенная нн.

5. Безударное окончание прилагательного; чувство (какое?) прирождённое.

Соприкасаясь

1. соприкасаясь

2. Правописание неизменяемых приставок; приставка со- является неизменяемой.

3. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».

4. Безударная гласная в корне слова; чередование корней -кас-/-кос-; после корня стоит суффикс -а-.

5. Правописание постфиксов -сь/-ся; после гласной пишется постфикс -сь.