Упр.248 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

248. 1. Прочитайте текст.

2. Укажите признаки разговорного и художественного стилей речи в данном тексте.

Признаки разговорного стиля:

- просторечная лексика (надобно, бог пронесёт, авось, обмерла)

- употребление частиц (вот, да)

- свободный порядок слов в предложениях

- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (матушка, Ванюша, доходишки)

Признаки художественного стиля:

- наличие единого авторского замысла и стиля

- основная цель текста: воздействие на чувства и мысли читателя

- использование элементов из различных стилей речи, в т.ч. из разговорного стиля

- разнообразные художественно-выразительные средства.

3. Отметьте устаревшие слова и выражения, характеризующие язык XIX века.

Надобно знать, что тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Сына я не балую, да и не в состоянии баловать, хоть бы и хотела; однако сами изволите знать: офицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом, и я с Ванюшей делюсь, как могу, своими доходишками. Вот и послала ему 2000 рублей, хоть Дубровский не раз приходил мне в голову, да думаю: город близко, всего семь вёрст, авось бог пронесёт. Смотрю: вечером мой приказчик возвращается, бледен, оборван и пеш — я так и ахнула. «Что такое? что с тобою сделалось?» Он мне: «Матушка Анна Савишна, разбойники ограбили; самого чуть не убили, сам Дубровский был тут, хотел повесить меня, да сжалился и отпустил <...>». Я обмерла; царь мой небесный, что будет с моим Ванюшею? Делать нечего: написала я сыну письмо...

(А. Пушкин)

Устаревшие слова:

- надобно

- тому три недели

- приказчик

- изволите знать

- офицер гвардии

- семь вёрст

4. Укажите бессоюзную связь в сложных предложениях. Определите смысловые отношения, связывающие простые предложения, и объясните знаки препинания.

Сына я не балую, (запятая разделяет части сложного предложения) да и не в состоянии баловать, (запятая разделяет части сложного предложения) хоть бы и хотела; (точка с запятой между осложнёнными предложениями со значением одновременности и последовательности) однако сами изволите знать: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения) офицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом, (запятая между частями сложного предложения) и с Ванюшей делюсь, (запятой выделяется вводное предложение) как могу, (запятой выделяется вводное предложение) своими доходишками.

Вот и послала ему 2000 рублей, (запятая разделяет части сложного предложения) хоть Дубровский не раз приходил мне в голову, (запятая разделяет части сложного предложения) да думаю: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением дополнения) город близко, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) всего семь вёрст, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) авось бог пронесёт.

Смотрю: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения) вечером мой приказчик возвращается, (запятая между однородными сказуемыми) бледен, (запятая между однородными сказуемыми) оборван и пеш – (тире в сложном бессоюзном предложении со значением причины) я так и ахнула.

Он мне: «Матушка Анна Савишна, разбойники ограбили; (точка с запятой между осложнёнными предложениями со значением одновременности и последовательности) самого чуть не убили, (запятая разделяет части сложного предложения) сам Дубровский был тут, (запятая между однородными сказуемыми) хотел повесить меня, (запятая между однородными сказуемыми) да сжалился и отпустил». (прямая речь, после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки)

Я обмерла; (точка с запятой между осложнёнными предложениями со значением одновременности и последовательности) царь мой небесный, (запятой выделяется обращение) что будет с моим Ванюшею?

Делать нечего: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения) написала я сыну письмо…

5. Запишите текст (контрольное списывание).

Надобно знать, что тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Сына я не балую, да и не в состоянии баловать, хоть бы и хотела; однако сами изволите знать: офицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом, и я с Ванюшей делюсь, как могу, своими доходишками. Вот и послала ему 2000 рублей, хоть Дубровский не раз приходил мне в голову, да думаю: город близко, всего семь вёрст, авось бог пронесёт. Смотрю: вечером мой приказчик возвращается, бледен, оборван и пеш — я так и ахнула. «Что такое? что с тобою сделалось?» Он мне: «Матушка Анна Савишна, разбойники ограбили; самого чуть не убили, сам Дубровский был тут, хотел повесить меня, да сжалился и отпустил <...>». Я обмерла; царь мой небесный, что будет с моим Ванюшею? Делать нечего: написала я сыну письмо...