Упр.30 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

30. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А. Кушнера.

Померкли облака... Жуковский, посмотри,

Как хорошо у нас на башнях догорает

Последний луч зари,

И кто-нибудь, как я сейчас, перебирает

Алмазы, жемчуга, брильянты, янтари.

Волшебный этот блеск, подмеченный тобой,

Внушить способен веру

В иной, счастливый мир, в нездешний край, другой,

Неважно, кто живёт в мансарде дальней той,

Какую выбрал цель и делает карьеру.

Скучает ли, хандрит, лучами ослеплён,

Подносит ли к глазам ладонь, ища защиты,

И ничего про свой не знает миллион, —

Мы пламенем омыты

И к блеску снизу льнём, пусть нас не видит он!

Сокровище его спасением для нас

И радостью сплошной, ничем не объяснимой,

Нам служит в поздний час.

Как если б кто-то к нам сошёл с небес, незримый,

И светом поманил, без слов и громких фраз.

2. Укажите изобразительно-выразительные средства.

Для справки: скрытое цитирование (перекличка, диалог с текстом Жуковского), риторическое обращение, ряды однородных членов, метафоры, эпитеты, многоточие, парцелляция.

Риторическое обращение:

- Жуковский

Ряды однородных членов:

- перебирает алмазы, жемчуга, брильянты, янтари

- в иной, счастливый мир, в нездешний край, другой

- кто живёт в мансарде дальней той, какую выбрал цель и делает карьеру

- скучает ли, хандрит, лучами ослеплён, подносит ли к глазам ладонь, ища защиты, и ничего про свой не знает миллион

- поманил, без слов и громких фраз

Метафоры:

- догорает последний луч зари

- блеск внушить способен веру

- пламенем омыты

Эпитеты:

- последний (луч)

- волшебный (блеск)

- счастливый (мир)

- нездешний (край)

- незримый (кто-то)

Многоточие:

- Померкли облака…

3. Понаблюдайте за рифмующимися словами: обратите внимание, что в ряде случаев рифмуются не два, а три слова. Выпишите несколько примеров, когда рифмуются слова разных частей речи.

- посмотри (что сделай?) глагол) – луч зари (что?) существительные) – янтари (что?) существительные)

- догорает (что делает?) глагол) – перебирает (что делает?) глагол)

- тобой (кем?) личное местоимение) – другой (какой?) определительное местоимение) – дальней той (какой?) прилагательное + указательное местоимение)

- веру (что?) существительное) – карьеру (что?) существительное)

- ослеплён (каков?) краткое причастие) – миллион (что?) существительное) – не видит (что делает?) глагол) он (кто?) личное местоимение)

- ища (что делая?) деепричастие) защиты (чего?) существительное) – омыты (каковы?) краткое причастие)

- для нас (для кого?) предлог + личное местоимение) – в поздний (какой?) прилагательное) час (во что?) существительное + предлог) – громких (каких?) прилагательное) фраз (чего?) существительное)

- не объяснимой (какой?) причастие) – незримый (какой?) прилагательное)

4. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Свет».

Тематическая группа «Свет»:

- догорает

- луч зари

- блеск

- лучи

- пламя

5. Составьте схемы двух сложных предложений.

[Жуковский, посмотри]1, [как хорошо у нас на башнях догорает последний луч зари]2, и [кто-нибудь, как я сейчас, перебирает алмазы, жемчуга, брильянты, янтари]3.

[=]1, [= -]2, и [- =]3.

[Волшебный этот блеск, подмеченный тобой, внушить способен веру в иной, счастливый мир, в нездешний край, другой]1, [неважно]2, (кто живёт в мансарде дальней той, какую выбрал цель и делает карьеру)3.

[- =]1, [=]2, (кто =, = и =)3.

[Скучает ли, хандрит, лучами ослеплён, подносит ли к глазам ладонь, ища защиты, и ничего про свой не знает миллион]1, - [мы пламенем омыты и к блеску снизу льнём]2, (пусть нас не видит он)3!

[=, =, = и =]1, [- = и =]2, (пусть = -)3!

6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) последний луч

б) волшебный блеск

в) пламенем омыты

г) светом поманил

д) поздний час

е) выбрал цель

а) последний луч; луч (какой?) последний; согласование

б) волшебный блеск; блеск (какой?) волшебный; согласование

в) пламенем омыты; омыты (чем?) пламенем; управление

г) светом поманил; поманил (чем?) светом; управление

д) поздний час; час (какой?) поздний; согласование

е) выбрал цель; выбрал (что?) цель; управление

Ответ: в словосочетаниях в) пламенем омыты, г) светом поманил, е) выбрал цель связь иная, чем согласование. В данных словосочетаниях связь управление.

7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

Орфографические правила:

1) Правописание неизменяемых приставок; померкли; неизменяемая приставка по-.

2) Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; облака; словарное слово.

3) Правописание проверяемых безударных гласных; посмотри; проверочное слово: смотрит.

4) Правописание безударных гласных в корнях с чередованием;

- догорает; чередование -гор-/-гар-, в безударном положении пишется гласная о: догорает;

- зари; чередование -зар-/-зор-, в безударном положении пишется гласная а: зари

- перебирает; чередование -бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-.

5) Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих: луч; мужской род, 2 склонение.

6) Правописание неопределённых местоимений;

- кто-нибудь; суффикс -нибудь с неопределёнными местоимениями пишется через дефис

- кто-то; суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис

7) Правописание разделительного мягкого знака; брильянты; разделительный мягкий знак перед гласной я.

8) правописание н/нн в суффиксах причастий; подмеченный; в суффиксах причастий пишется удвоенная нн.

9) Правописание непроизносимых согласных в корне слова; счастливый; проверочное слово: счастье.

10) Правописание частицы не с прилагательными; нездешний; можно заменить синонимом: чужой

11) Правописание безударных личных окончаний глаголов; скучает; скучать, 1 спряжение

12) Правописание частицы не с глаголами; не знает; частица не с глаголами пишется раздельно

13) Правописание удвоенных согласных в корне слова; миллион; словарное слово

14) Правописание разделительного твёрдого знака; объяснимой; разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной я

15) Оглушение согласных на конце слов; фраз; проверочное слово: фразы.

8. Напишите сочинение на одну из тем: «Диалог поэтических текстов», «Свет — ключевая тема в русской поэзии», «Как подготовиться к выразительному чтению».

Свет – ключевая тема в русской поэзии

В русской поэзии свет является одной из ключевых тем, отражающей глубокие философские и духовные искания поэтов. Свет символизирует различные аспекты человеческого бытия, такие как истина, просвещение, надежда, любовь и красота.

Свет в поэзии может иметь различные значения и интерпретации. В некоторых случаях он выступает как символ духовного просвещения и истины, в других – как отражение красоты природы или внутреннего мира человека. Свет может быть источником вдохновения, надежды и утешения в трудные моменты жизни.

Многие русские поэты обращались к теме света в своих произведениях. Например, Александр Пушкин в стихотворении «Пророк» описывает момент духовного преображения лрического героя, когда ему открывается истинный свет:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Михаил Лермонтов в стихотворении «Мцыри» использует образ света как символ свободы и надежды на освобождение:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком…

Свет в русской поэзии является многогранным и глубоким образом, который позволяет поэтам выражать свои мысли и чувства, а также затрагивать важные философские и духовные вопросы.