Упр.35 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

35.1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения И. Бунина «У шалаша». Выбрать нужную интонацию, найти слова, на которые падает логическое ударение, вам поможет «текст о тексте» и выполнение тех задании, которые предлагает автор этого текста — диалога с вами филолог Т. А. Злобина.

Распали костёр, сумей

Разозлить его блестящих,

Убегающих, свистящих

Золотых и синих змей!

Ночь из тьмы пустого сада

Дышит холодом прудов,

Прелых листьев и плодов —

Ароматом листопада.

Здесь же яркий зной и свет,

Тени пляшут по аллеям,

И бегущим жарким змеям,

Их затеям — счёта нет!

Наверное, вы знаете это небольшое, совершенное по форме стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Если вы попробуете прочитать его вслух, то отчётливо почувствуете, что нельзя одинаково — с той же интонацией, с тем же выражением читать первую и вторую строфы. Почему? Давайте попробуем понять и объяснить, откуда возникает это ощущение, правильно ли оно. Проведём для этого некоторые наблюдения, ведь знаний о русском языке у вас уже достаточно много.

Начнём с первой строфы. Она рисует костёр. Слова какой части речи здесь преобладают? Посмотрите, сколько здесь глаголов и образованных от глаголов причастий. А существительных и прилагательных? Наверное, это и объясняет, почему первая строфа такая живая, яркая, динамичная. (Заметьте, что два первых глагола имеют форму повелительного наклонения.)

А теперь перечитаем вторую строфу. Смотрите, какой контраст: здесь глагол только один — описание ночного спящего сада глаголов не требует. А слова каких частей речи преобладают здесь?

Так же контрастна и звукопись первой и второй строфы. Подумайте, почему в первой так много шипящих и свистящих звуков (назовите их), а во второй — твёрдых и «холодных» (т) и (д)?

В последней строфе как бы соединяется в одно целое и огонь первой строфы, и тьма ночного сада — второй. Какие слова связывают её с первой строфой? Какие со второй? Противопоставление каких существительных придаёт яркость и контрастность всему описанию костра? Почему тени пляшут, а не лежат, не двигаются? Почему змеи огня сначала были золотыми и синими, а теперь поэт их называет жаркими (да и в первой строчке появилось слово зной)?

Прочитайте стихотворение ещё раз. Ведь теперь вы лучше понимаете, почему это небольшое стихотворение можно назвать совершенным по форме.

2. Подберите синонимы к вводному слову наверное.

Наверное – вероятно, кажется, видимо.

3. Объясните значение слов: контраст, звукопись, динамичный.

Контраст – 1. Резко выраженная противоположность в чём-либо. 2. Резкое, значительное различие в яркости, освещённости или цвете предметов. 3. (спец.) Величина различия в яркости, освещённости или цвете предметов; способность прибора или материала воспроизводить это различие.

Звукопись – 1. (искусств.) Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2. (филол.) Разновидность инструментовки стиха, совокупность приёмов стихосложения, заключающаяся в последовательно проведённой системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине. 3. Запись специальными приборами на плёнку, пластинку и т. п. звучащей речи, музыки с целью последующего воспроизведения; звукозапись.

Динамичный – полный динамики, подвижный, энергичный.

4. Выпишите причастия из «текста о тексте» и из стихотворения И. А. Бунина.

Причастия:

- блестящих

- убегающих

- свистящих

- бегущим

- сияющего

5. Какие слова не являются грамматической основой предложения?

а) контрастна звукопись

б) слова связывают

в) рисует костёр

г) вы попробуете прочитать

а) контрастна звукопись (есть что?) звукопись; звукопись (какова?) контрастна; является грамматической основой)

б) слова связывают (есть что?) слова; слова (что делают?) связывают; является грамматической основой)

в) рисует костёр (что делает?) рисует; рисует (что?) костёр; не является грамматической основой)

г) вы попробуете прочитать (есть кто?) вы; вы (что сделаете?) попробуете прочитать; является грамматической основой)

Ответ: слова в) рисует костёр не являются грамматической основой.

6. Напишите свой «текст о тексте»: опираясь на разговор, который ведёт с вами Т. А. Злобина, проявите самостоятельность и ответьте на вопросы, откликнитесь на задания, которые содержатся в прочитанном вами «тексте о тексте».

Основной вопрос, который Т.А. Злобин ставит в своём тексте, это вопрос о том, почему мы не можем прочитать три строфы из стихотворения И.А. Бунина с одинаковой интонацией. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, разберём каждую строфу.

В первой строфе преобладают такие части речи, как глаголы и причастия. Они делают эту строфу образной и динамичной. Яркость и выразительность этой строфе придают существительные и прилагательные. Также отметим, что первые два глагола стоят в форме повелительного наклонения. Также в этой строфе используется звукопись: свистящие и шипящие звуки передают треск костра, который мы должны «распалить»

Во второй строфе исчезает динамичность, но появляется описание. Это достигается за счёт снижения использованных глаголов до одного и увеличения количества существительных. Звукопись здесь использует такие звуки, как т, д. он создают некое ощущение холода, с помощью них нам представляет картина холодного, ночного, тёмного сада.

Третья строфа будто бы связывает первую и вторую строфу воедино. Тепло и свет от костра из первой строфы противопоставляются холоду и тьме сада из второй. Змеи огня сначала были золотыми и синими, а к конце стихотворения они становятся жаркими, так как костёр наконец-то разгорелся.

7. Включите материалы, ставшие результатом вашего творчества, в доклад, с которым вы можете выступить на конференции, или в исследовательский проект.

Как подготовиться к написанию доклада:

1. Выбрать тему для доклада. Составить примерный работы.

2. Подобрать источники (для нас – текст Т.А. Злобина, можно взять дополнительные источники по теме).

3. Написать введение.

4. Написать параграфы.

5. Написать вывод.

6. Составить список используемой литературы.

7. Ещё раз проверить работу и оформить согласно заданным требованиям.