Упр.43 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

43. 1. Прочитайте отрывок из статьи поэта Д. Самойлова, посвящённой языку А. С. Пушкина.

Пушкин называл язык1 стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии3 соединялось2 несколько потоков: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечие, деревенско-фольклорная простонародность.

Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.

Пушкин преодолел0 время; его язык утвердился в качестве нормы и образца русского всенародного литературного языка.

2. Объясните значение слов: стихия, гармония, гармонический, просторечие, фольклор.

Стихия – 1. (филос.) У древнегреческих философов-материалистов — один из основных элементов природы. 2. Явление природы, отличающееся могущественной, трудно преодолимой и часто разрушительной силой, а также сфера, среда его проявления. 3. (перен.) Явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию людей, общества; неорганизованное социальное начало. 4. (перен.) Привычная окружающая среда; наиболее благоприятная обстановка.

Гармония – 1. Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо. 2. (муз.) Согласованность, стройность звучания; благозвучие. 3. (муз.) Раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов. 4. (лингв.) В ряде языков — уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм. 5. (муз.) Клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.

Гармонический – 1. Связанный, соотносящийся по значению с существительным гармония. 2. Основанный на принципах гармонии. 3. Преисполненный гармонии; гармоничный. 4. (спец.) Расположенный в строго пропорциональной последовательности; равномерный, повторяющийся периодически.

Просторечие – 1. (лингв.) Социально ограниченная речь коренных горожан или людей, живущих в городе длительное время и при этом не владеющих нормами литературного языка. 2. Простой язык, обиходно сниженная речь, содержащая непринужденные и несколько грубоватые слова и формы языка, не входящие в норму литературной речи.

Фольклор – 1. (искусств.) Народное творчество. 2. Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. 3. То же, что фольклористика.

3. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями (между абзацами)?

Данный отрывок является текстом, т.к. он состоит из 4 предложений, связанных между собой по смыслу и единством темы. Предложения в тексте объединены основной мыслью, а также структурным единством. Также тексту присуще стилистическое единство.

В данном тексте говорится о языке Пушкина.

Основная мысль: язык Пушкина является образцом русского литературного языка.

Стиль текста: публицистический.

Тип речи: рассуждение.

4. Подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте текст.

Язык Пушкина

Пушкин называл язык стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии соединялось несколько потоков: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечье, деревенско-фольклорная простонародность.

Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.

Пушкин преодолел время; его язык утвердился в качестве нормы и образца русского всенародного литературного языка.

5. Выпишите словосочетания с причастиями.

- соединивший язык

- данной стихией

6. Произведите анализ словосочетаний: преодолеть время; литературная традиция-, чрезвычайно разнообразен.

Преодолеть время

1. преодолеть (что?) время;

2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным.

3. глагольное словосочетание.

4. способ связи – управление.

5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-я).

6. смысловые отношения – объектные.

Литературная традиция

1. традиция (какая?) литературная;

2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.

3. именное словосочетание.

4. способ связи – согласование.

5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).

6. смысловые отношения – определительные.

Чрезвычайно разнообразен

1. разнообразен (насколько?) чрезвычайно;

2. главное слово выражено кратким прилагательным, зависимое – наречием.

3. именное словосочетание.

4. способ связи – примыкание.

5. связь выражается только при помощи смысла.

6. смысловые отношения – обстоятельственные.

7. Замените в третьем предложении причастный оборот синонимичной конструкцией — придаточным обстоятельственным предложением. Запишите сложное предложение так, чтобы оно соответствовало схеме:

Произведите синтаксический анализ предложения.

Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.

Заменим причастный оборот синонимичной конструкцией:

Язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен, так как он гармонически соединил все названные начала.

Произведём синтаксический анализ предложения:

[Язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен]1, (так как он гармонически соединил все названные начала)2.

(1-я часть: (что?) язык; язык (каков?) богат и разнообразен; язык (чей?) Пушкина; богат и разнообразен (в какой степени?) чрезвычайно;

2-я часть: (что?) он; он (что сделал?) соединил; соединил (как?) гармонически; соединил (что?) начала; начала (какие?) все названные)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзом так как. 2-е придаточное предложения является придаточным причины.

1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.

2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.

[- = и =]1, (так как - =)2.

8. Выполните разные виды анализа.

Фонетический анализ слова:

Язык

1. Язык – я-зык (2 слога; 2-й слог ударный).

2. Язык – [й’изык]

3. В слове 4 буквы: 2 гласных и 2 согласных.

4. Звукобуквенный анализ:

я – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[и]: гласный, безударный

з – [з]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный

ы – [ы]: гласный, ударный

к – [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный

5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.

Гласная буква я в начале слова образует два звука.

Морфологический анализ слова:

(в) стихии

1. (в) стихии – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос в чём?).

2. Начальная форма: стихия

3. Постоянные признаки:

- нарицательное

- неодушевлённое

- 1 склонение

- женский род

4. Непостоянные признаки:

- единственное число

- предложный падеж

5. В предложении является дополнением (соединялось (в чём?) в стихии).

Морфемный анализ слова:

Соединялось

1. Соединялось – глагол.

2. Выделим основу и окончание: соединялось

3. Найдём словообразовательные морфемы: соединялось

4. Найдём корень слова: соединялось (единый, разъединить).

5. соединялось

Пунктуационный анализ предложения:

Гармонически соединивший все названные начала,(1) язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.(2)

Запятой (1) выделяется причастный оборот гармонически соединивший все названные начала, стоящий перед определяемым словом язык.

Точка (2) завершает повествовательное, невосклицательное предложение.

Орфографический анализ слова:

Преодолел

1. преодолел

2. Правописание приставки пре-; приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-.

3. Безударные непроверяемые гласные в корне слова; словарное слово.

9. Перескажите текст. Напишите сжатое изложение.

Александр Сергеевич Пушкин считал язык стихией, предназначенной для передачи мыслей. В его творчестве гармонично сочетаются различные языковые элементы: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечие и деревенско-фольклорная простонародность.

Благодаря этому язык Пушкина стал чрезвычайно богатым и разнообразным. Он преодолел временные рамки и стал образцом русского литературного языка, который используется до сих пор.