Упр.43 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
43. 1. Прочитайте отрывок из статьи поэта Д. Самойлова, посвящённой языку А. С. Пушкина. Пушкин называл язык1 стихией, данной нам для сообщения мыслей.






Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
43. 1. Прочитайте отрывок из статьи поэта Д. Самойлова, посвящённой языку А. С. Пушкина.
Пушкин называл язык1 стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии3 соединялось2 несколько потоков: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечие, деревенско-фольклорная простонародность.
Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.
Пушкин преодолел0 время; его язык утвердился в качестве нормы и образца русского всенародного литературного языка.
2. Объясните значение слов: стихия, гармония, гармонический, просторечие, фольклор.
Стихия – 1. (филос.) У древнегреческих философов-материалистов — один из основных элементов природы. 2. Явление природы, отличающееся могущественной, трудно преодолимой и часто разрушительной силой, а также сфера, среда его проявления. 3. (перен.) Явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию людей, общества; неорганизованное социальное начало. 4. (перен.) Привычная окружающая среда; наиболее благоприятная обстановка.
Гармония – 1. Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо. 2. (муз.) Согласованность, стройность звучания; благозвучие. 3. (муз.) Раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов. 4. (лингв.) В ряде языков — уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм. 5. (муз.) Клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
Гармонический – 1. Связанный, соотносящийся по значению с существительным гармония. 2. Основанный на принципах гармонии. 3. Преисполненный гармонии; гармоничный. 4. (спец.) Расположенный в строго пропорциональной последовательности; равномерный, повторяющийся периодически.
Просторечие – 1. (лингв.) Социально ограниченная речь коренных горожан или людей, живущих в городе длительное время и при этом не владеющих нормами литературного языка. 2. Простой язык, обиходно сниженная речь, содержащая непринужденные и несколько грубоватые слова и формы языка, не входящие в норму литературной речи.
Фольклор – 1. (искусств.) Народное творчество. 2. Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. 3. То же, что фольклористика.
3. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями (между абзацами)?
Данный отрывок является текстом, т.к. он состоит из 4 предложений, связанных между собой по смыслу и единством темы. Предложения в тексте объединены основной мыслью, а также структурным единством. Также тексту присуще стилистическое единство.
В данном тексте говорится о языке Пушкина.
Основная мысль: язык Пушкина является образцом русского литературного языка.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
4. Подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте текст.
Язык Пушкина
Пушкин называл язык стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии соединялось несколько потоков: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечье, деревенско-фольклорная простонародность.
Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.
Пушкин преодолел время; его язык утвердился в качестве нормы и образца русского всенародного литературного языка.
5. Выпишите словосочетания с причастиями.
- соединивший язык
- данной стихией
6. Произведите анализ словосочетаний: преодолеть время; литературная традиция-, чрезвычайно разнообразен.
Преодолеть время
1. преодолеть (что?) время;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-я).
6. смысловые отношения – объектные.
Литературная традиция
1. традиция (какая?) литературная;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).
6. смысловые отношения – определительные.
Чрезвычайно разнообразен
1. разнообразен (насколько?) чрезвычайно;
2. главное слово выражено кратким прилагательным, зависимое – наречием.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – примыкание.
5. связь выражается только при помощи смысла.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
7. Замените в третьем предложении причастный оборот синонимичной конструкцией — придаточным обстоятельственным предложением. Запишите сложное предложение так, чтобы оно соответствовало схеме:
Произведите синтаксический анализ предложения.
Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.
Заменим причастный оборот синонимичной конструкцией:
Язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен, так как он гармонически соединил все названные начала.
Произведём синтаксический анализ предложения:
[Язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен]1, (так как он гармонически соединил все названные начала)2.
(1-я часть: (что?) язык; язык (каков?) богат и разнообразен; язык (чей?) Пушкина; богат и разнообразен (в какой степени?) чрезвычайно;
2-я часть: (что?) он; он (что сделал?) соединил; соединил (как?) гармонически; соединил (что?) начала; начала (какие?) все названные)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзом так как. 2-е придаточное предложения является придаточным причины.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- = и =]1, (так как - =)2.
8. Выполните разные виды анализа.
Фонетический анализ слова:
Язык
1. Язык – я-зык (2 слога; 2-й слог ударный).
2. Язык – [й’изык]
3. В слове 4 буквы: 2 гласных и 2 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
я – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[и]: гласный, безударный
з – [з]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
ы – [ы]: гласный, ударный
к – [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
Гласная буква я в начале слова образует два звука.
Морфологический анализ слова:
(в) стихии
1. (в) стихии – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос в чём?).
2. Начальная форма: стихия
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- 1 склонение
- женский род
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- предложный падеж
5. В предложении является дополнением (соединялось (в чём?) в стихии).
Морфемный анализ слова:
Соединялось
1. Соединялось – глагол.
2. Выделим основу и окончание: соединялось
3. Найдём словообразовательные морфемы: соединялось
4. Найдём корень слова: соединялось (единый, разъединить).
5. соединялось
Пунктуационный анализ предложения:
Гармонически соединивший все названные начала,(1) язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.(2)
Запятой (1) выделяется причастный оборот гармонически соединивший все названные начала, стоящий перед определяемым словом язык.
Точка (2) завершает повествовательное, невосклицательное предложение.
Орфографический анализ слова:
Преодолел
1. преодолел
2. Правописание приставки пре-; приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-.
3. Безударные непроверяемые гласные в корне слова; словарное слово.
9. Перескажите текст. Напишите сжатое изложение.
Александр Сергеевич Пушкин считал язык стихией, предназначенной для передачи мыслей. В его творчестве гармонично сочетаются различные языковые элементы: литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечие и деревенско-фольклорная простонародность.
Благодаря этому язык Пушкина стал чрезвычайно богатым и разнообразным. Он преодолел временные рамки и стал образцом русского литературного языка, который используется до сих пор.