Упр.39 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

39.1 Прочитайте начало очерка «Как вольная сильная птица...».

Объясните орфограммы. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь к изложению.

Серый октябрьский день. В просторной аудитории Лит-института имени Горького относительная тишина. Вдруг в мои руки попадает небольшая книжка. Хочу передать сборник дальше, поскольку и фамилия автора почти не знакома. Но что-то заставляет заглянуть внутрь...

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды...

Безыскусные, с горчинкой, и всё-таки очень светлые строфы коснулись моего сердца... Переворачиваю страницу — и там о ней, малой родине, но уже и шире, и глубже:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

И в том, как точно, с каким удивительным чувством меры повторялось далее слово тихо, уже был виден не только талантливый поэт, но и мастер. А строки ведут, и каждый глагол — сквозь сердце, и наконец, как выдох:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Простые, пронзительные эти строки не дойдут разве что до человека, для которого не только поэзия, но и родина — пустой звук. Знал ли Николай Михайлович Рубцов, тогда для большинства просто Коля, что в «самой смертной» связи с ним, с поэтом, будут тысячи, а потом и миллионы людей — даже те, кто до тех пор смотрел на поэзию, особенно современную, свысока?

(В. Коростелева)

Прочитайте начало очерка «Как вольная сильная птица…». Объясните орфограммы.

Серый октябрьский (словарное слово) день. В просторной (словарное слово) аудитории (словарное слово) Литинститута имени Горького относительная (словарное слово) тишина. (проверочное слово: тишь) Вдруг (словарное слово) в мои руки попадает (словарное слово; попадать, 1 спряжение) небольшая (можно заменить синонимом: маленькая) книжка. (проверочное слово: книжек) Хочу передать (неизменяемая приставка пере-) сборник дальше, поскольку и фамилия автора (словарное слово) почти не (частица не с глаголами пишется раздельно) знакома. Но что-то (суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) заставляет (заставлять, 1 спряжение) заглянуть внутрь… (заглянуть (куда?) внутрь; наречия пишутся слитно)

В горнице моей светло. (проверочное слово: свет)

Это от ночной (проверочное слово: ночь) звезды. (проверочное слово: звёзды)

Матушка возьмёт (словарное слово) ведро, (проверочное слово: вёдра)

Молча принесёт (приставка при- имеет значение «приближение») воды… (проверочное слово: водный)

Безыскусные, (приставка перед основой на гласный; после приставок на согласные происходит чередование и//ы; проверочное слово: безыскусен) с горчинкой, (проверочное слово: горький) и всё-таки (частица –таки пишется через дефис) очень светлые строфы коснулись (чередование –кос-/-кас-, после корня нет суффикса –а-) моего сердца… (проверочное слово: сердечный) Переворачиваю (неизменяемая приставка пере-) страницу – и там о ней, малой родине, но уже и шире, и глубже:

Тихая моя родина!

Ивы, река, (проверочное слово: реки) соловьи… (проверочное слово: соловушка)

И в то, как точно, с каким удивительным (проверочное слово: диво) чувством (словарное слово) меры повторялось (словарное слово) далее слово тихо, уже был виден не только талантливый поэт, (словарное слово) но и мастер. А строки ведут, и каждый глагол – сквозь (проверочное слово: сквозит) сердце, и наконец, как выдох:

С каждой избою (проверочное слово: избы) и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Простые, (проверочное слово: просто) пронзительные эти строки не (частица не с глаголами пишется раздельно) дойдут разве что до человека, (словарное слово) для которого не только поэзия, (словарное слово) но и родина – пустой звук. Знал ли Николай Михайлович Рубцов, тогда для большинства (проверочное слово: больше) просто Коля, что в «самой смертной» связи с ним, с поэтом, будут тысячи, а потом и миллионы (словарное слово) людей – даже те, кто до тех пор смотрел (проверочное слово: смотрит) на поэзию, особенно современную, (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) свысока? (смотрит (как?) свысока; наречия пишутся слитно)

Выпишите ключевые слова.

- Рубцов

- поэзия

- родина

- связь

- строки

- чувства

Подготовьтесь к изложению.

Для того, чтобы подготовиться к изложению, нужно:

1) внимательно прочитать текст

2) определить тему и основную мысль

Тема текста: влияние поэзии Рубцова на читателей.

Основная мысль:

- «простые, пронзительные эти строки не дойдут разве что до человека, для которого не только поэзия, но и родина – пустой звук».

3) найти ключевые слова

Ключевые слова: Рубцов, поэзия, родина, связь, строки, чувства.

4) определить количество абзацев и составить план;

В данном тексте 4 абзаца.

План текста:

1. Атмосфера в Литинституте имени Горького

2. В. Коростелёва впервые сталкивается со сборником стихов Николая Рубцова.

3. Стихотворение «Тихая моя родина».

4. Отклик у читателей.

5) обратить внимание на стиль и тип речи.

Стиль текста: публицистический.

Тип речи: повествование с элементами размышления.

6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;

7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

Посыл данного текста в том, что автор хочет донести до читателя свой взгляд на поставленный в тексте вопрос. Текст в меру эмоционален, есть клишированность. Построение текста соответствует схеме: тезис – доказательство – вывод, также содержатся аргументы. Жанр текста – очерк.

Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.

3. Укажите средства речевой выразительности.

Для справки: эпитеты, метафоры, сравнение, оценочная лексика, ряды однородных членов, вопросительное предложение, цитирование, односоставные предложения, элементы повествования.

Эпитеты:

- серый октябрьский (день)

- относительная (тишина)

- светло (в горнице)

- ночная (звезда)

- безыскусные, светлые (строфы)

- тихая (родина)

- удивительное (чувство)

- талантливый (поэт)

- жгучая, самая смертная (связь)

- простые, пронзительные (строки)

- пустой (звук)

Метафоры:

- строфы коснулись моего сердца

- строки ведут, и каждый глагол – сквозь сердце, и наконец, как выдох

- гром, готовый упасть

Оценочная лексика:

- относительная тишина

- вдруг

- безыскусные, с горчинкой, и всё-так очень светлые строфы

- не дойдут разве что до человека, для которого не только поэзия, но и родина – пустой звук

Ряды однородных членов:

- безыскусные, с горчинкой, и всё-таки очень светлые строфы

- там о ней, о малой родине, но уже и шире, и глубже

- ивы, река, соловьи

- как точно, с каким удивительным чувством меры повторилось…

- виден не только талантливый поэт, но и мастер

- простые, пронзительные строки

- с каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь

Вопросительное предложение:

- Знал ли Николай Михайлович Рубцов, тогда для большинства просто Коля, что в «самой смертной» связи с ним, с поэтом, будут тысячи, а потом и миллионы людей – даже те, кто до тех пор смотрел на поэзию, особенно современную, свысока?

Цитирование:

1)

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

2)

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

3)

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Односоставные предложения:

- Серый октябрьский день.

- В просторной аудитории Литинститута имени Горького относительная тишина.

- Хочу передать сборник дальше…

- В горнице моей светло.

- Это от ночной звезды.

- Переворачиваю страницу – и там о ней, малой родине, но уже и шире, и глубже.

- Тихая моя родина!

- Ивы, река, соловьи…

- С каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь.

4. Выпишите из четверостиший Рубцова примеры, когда рифмуются слова разных частей речи.

- светло (каково?) краткое прилагательное) – ведро (что?) существительное)

- звезды (чего?) существительное) – воды (чего?) существительное)

- тучею (чем?) существительное) – жгучую (какую?) прилагательное)

- упасть (что сделать?) глагол) – связь (что?) существительное)

Ответ: примеры, когда рифмуются слова разных частей речи: светло – ведро; тучею – жгучую; упасть – связь.

5. Укажите средства связи между предложениями первого абзаца.

Для справки: однотематическая лексика, синонимы (книжка, сборник), союз, порядок слов.

Средства связи между предложениями первого абзаца:

- однотематическая лексика (аудитория, Литинститута)

- синонимы (книжка, сборник)

- союз (но)

- порядок слов (первые два предложения назывные, подлежащее находится в конце предложений; в следующих двух предложениях в начале предложения стоит сказуемое)

6. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении?

[Простые, пронзительные эти строки не дойдут разве что до человека]1, (для которого не только поэзия, но и родина – пустой звук)2.

В данном предложении 2 грамматические основы.

7. Какие слова не являются грамматической основой предложения?

а) кто смотрел

б) повторялось слово

в) хочу передать сборник

г) что-то заставляет

а) кто смотрел (есть кто?) кто; кто (что делал?) смотрел; является грамматической основой)

б) повторялось слово (есть что?) слово; слово (что делало?) повторялось; является грамматической основой)

в) хочу передать сборник (что делаю?) хочу передать; хочу передать (что?) сборник; не является грамматической основой)

г) что-то заставляет (есть что?) что-то; что-то (что делает?) заставляет; является грамматической основой)

Ответ: слова в) хочу передать сборник не являются грамматической основой.

8. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

а) смотрел свысока

б) вдруг попадает

в) очень светлые

г) миллионы людей

а) смотрел свысока; смотрел (как?) свысока; примыкание

б) вдруг попадает; попадает (как?) вдруг; примыкание

в) очень светлые; светлые (насколько?) очень; примыкание

г) миллионы людей; миллионы (кого?) людей; управление

Ответ: в словосочетании г) миллионы людей связь иная, чем примыкание. В данном словосочетании связь управление.

9. Выучите цитируемые строки наизусть, запишите по памяти.

1)

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

2)

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

3)

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

10. Какими примерами из текста можно подтвердить правила обособления определений?

Правила обособления определений можно подтвердить следующими примерами:

1) Переворачиваю страницу – и там о ней, малой родине, но уже и шире, и глубже. (обособленное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется)

2) Знал ли Николай Михайлович Рубцов, тогда для большинства просто Коля, что в «самой смертной» связи с ним, с поэтом, будут тысячи, а потом и миллионы людей – даже те, кто до тех пор смотрел на поэзию, особенно современную, свысока. (уточняющие определения стоят после определяемого слова и обособляются запятыми).

11. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Чем I привлекает поэзия Рубцова», «Тема родины в русской поэзии», «Роль цитирования в тексте».

Изложение

В тексте описывается момент, когда автор находит сборник стихов Николая Рубцова. Сначала он хочет передать книгу дальше, но решает прочитать её сам. Стихи Рубцова трогают его своей простотой и глубиной. Особенно автора впечатляют строки о родине, которые выражают глубокую связь поэта с родной землёй.

Автор размышляет о том, знал ли Рубцов, что его стих найдут отклик у миллионов людей, даже у тех, кто раньше относился к поэзии свысока. Этот момент показывает, насколько важны и значимы могут быть произведения искусства, способные объединить людей и вызвать глубокие эмоции.

Сочинение

Чем привлекает поэзия Рубцова

Поэзия Николая Рубцова привлекает своей искренностью, глубиной чувств и образов, а также связью с русской природой и народной культурой. Рубцов в своих стихах выражает любовь к Родине, её истории и культуре, а также к простым людям и их жизни.

Одной из главных особенностей поэзии Рубцова является её простота и доступность. Его стихи легко читаются и запоминаются, но при этом они содержат глубокий философский смысл. Рубцов говорит о вечных ценностях, таких как любовь, дружба, верность, используя при этом простые и понятные образы.

Ещё одной привлекательной чертой поэзии Рубцова является её музыкальность. Многие его стихи положены на музыку и стали известными песнями. Это делает его поэзию ещё более близкой и понятной для читателей и слушателей.

Кроме того, поэзия Рубцова привлекает своей эмоциональностью и выразительностью. Он умеет передать самые разные чувства и настроения, от радости и любви до грусти и одиночества. Его стихи заставляют читателя задуматься о жизни, о себе и о мире вокруг.

В целом, поэзия Николая Рубцова является одним из ярких явлений русской литературы ХХ века. Она продолжает привлекать внимание читателей своей глубиной, искренностью и красотой.