Упр.452 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

452. 1. Прочитайте отрывки из письма Н. Рубцова писателю В. Сафонову (февраль, 1959).

...Твоё доброе, деятельное настроение вдохнуло в меня порцию любви к жизни. Такую любовь можно смело назвать кислородом, которым дышит3 сердце и без которого легко задохнуться в угарных газах мрачного, скептического состояния. Ты своим письмом избавил меня от вредного и неприятного расположения духа, который тогда владел мной. В общем, я был очень и очень рад твоему письму.

Сперва о деле. Ты говоришь, что необходимо (или желательно) узнать подробности поездки Есенина в Мурманск. Действительно, это надо сделать...

Надо бы поехать в Мурманск и на месте попытаться найти людей, которые помогут. Перепиской вряд ли чего добьёшься, но, не имея других средств,7 я всё-таки написал одно письмо в Ростов-на-Дону знакомой преподавательнице литературы, она любит Есенина и прекрасно знает его биографию. Недавно она тоже была в Мурманске продолжительное время. Может, подскажет, с чего начать...

Что бы там ни было, помнить об этом деле буду постоянно. Да и невозможно забыть мне ничего, что касается*’ Есенина. О нём всегда я думаю больше, чем о ком-либо. Я всегда поражаюсь необыкновенной силе его стихов. Многие поэты, когда берут не фальшивые ноты, способны вызывать резонанс соответствующей душевной струны у читателя. А он, Сергей Есенин, вызывает звучание целого оркестра чувств, музыка которого, очевидно,7 может сопровождать человека в течение3 всей жизни...

Вообще в стихах должно быть «удесятерённое чувство жизни», как сказал Блок. Тогда они действенны.

2. Объясните значение слов: скептическое, резонанс.

Скептическое – 1. Связанное, соотносящееся по значению с существительным скептицизм. 2. о человеке: склонный к скептицизму. 3. Проникнутое скептицизмом.

Резонанс – 1. (физ.) Явление резкого возрастания амплитуды колебаний объекта при приближении частоты вынуждающих колебаний к собственной частоте колебаний этого объекта. 2. (перен.) Резко повышенный общественный интерес.

3. На какие вопросы нет ответа в тексте?

а) Что помогло Рубцову преодолеть мрачное настроение?

б) Как Рубцов относится к поэзии Есенина?

в) Что сообщается в письме о поездке Есенина в Мурманск?

г) Что Рубцов называет кислородом, «которым дышит сердце»?

а) Что помогло Рубцову преодолеть мрачное настроение?

«Ты своим письмом избавил меня от вредного и неприятного расположения духа, который тогда владел мной».

б) Как Рубцов относится к поэзии Есенина?

«Я всегда поражаюсь необыкновенной силе его стихов».

в) Что сообщается в письме о поездке Есенина в Мурманск?

Ответа в тексте нет.

г) Что Рубцов называет кислородом, «которым дышит сердце»?

«Твоё доброе, деятельное настроение вдохнуло в меня порцию любви к жизни. Такую любовь можно смело назвать кислородом, которым дышит сердце…»

Ответ: в тексте нет ответа на вопрос в)

4. Укажите средства языковой выразительности.

Для справки: сравнения, эпитеты, метафоры, оценочная лексика, вводные слова, цитирование, оксюморон.

Сравнения:

- любовь – кислород

- мрачное состояние – угарный газ

- сравнение Есенина с другими поэтами

- о нём всегда я думаю больше, чем о ком-либо

- чувства как оркестр

Эпитеты:

- деятельное (настроение)

- мрачное (состояние)

- вредное (расположение духа)

- необыкновенная (сила стихов)

- душевная (струна)

- удесятерённое (чувство жизни)

Метафоры:

- порция любви

- любовь к жизни

- угарный газ состояния

- расположение духа

- сила стихов

- резонанс душевной струны

- оркестр чувств

- чувство жизни

Оценочная лексика:

- вдохнуло (книжное)

- перепиской вряд ли чего добьёшься (разговорное)

- что бы там ни было (разговорное)

- невозможно забыть (разговорное, экспрессивное)

- поражаюсь (разговорное, экспрессивное)

- вызывать резонанс душевной струны (книжное)

- музыка сопровождает человека в течение всей жизни (книжное)

Вводные слова:

- в общем

- действительно

- может

- очевидно

- как сказал Блок

Цитирование:

- ты говоришь, что необходимо (или желательно) узнать подробности поездки Есенина в Мурманск (косвенная речь)

- «удесятерённое чувство жизни»

5. Выпишите вводные слова.

- в общем

- действительно

- может

- очевидно

6. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) любовь к жизни

б) в течение жизни

в) звучание оркестра

г) душевные струны

а) любовь к жизни; любовь (к чему?) к жизни; словосочетание

б) в течение жизни; (в течение чего?) в течение жизни; не является словосочетанием

в) звучание оркестра; звучание (чего?) оркестра; словосочетание

г) душевные струны; струны (какие?) душевные; словосочетание

Ответ: сочетание слов б) в течение жизни не является словосочетанием.

7. Сколько грамматических основ во втором предложении?

[Такую любовь можно смело назвать кислородом]1, (которым дышит сердце)2 и (без которого легко задохнуться в угарных газах мрачного, скептического состояния)3.

В данном предложении 3 грамматические основы.

8. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами: касается, расположение, добьёшься, преподавательница, в течение жизни?

- касается (чередование –кас-/-кос-, после корня стоит суффикс –а-; что делает?))

- расположение (приставка перед основой на глухой согласный; чередование –лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о)

- добьёшься (разделительный мягкий знак перед гласной ё; мягкий знак после шипящего служит для обозначения формы глагола: 2 лицо единственное число)

- преподавательница (неизменяемый суффикс –ниц-)

- в течение (производный предлог) жизни (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и)

Ответ: данными примерами можно проиллюстрировать следующие орфографические правила:

- правописание корней с чередованием (касается, расположение)

- правописание приставок на согласные с/з (расположение)

- правописание тся/ться (касается)

- правописание мягкого знака: 1) разделительный мягкий знак; 2) мягкий знак для обозначения формы глагола (добьёшься)

- правописание неизменяемых суффиксов имён существительных (преподавательница)

- правописание производных предлогов (в течение)

- правописание гласных после шипящих (жизни)

9. Составьте схемы сложных предложений.

[Такую любовь можно смело назвать кислородом]1, (которым дышит сердце)2 и (без которого легко задохнуться в угарных газах мрачного, скептического состояния)3.

[=]1, (которым = -)2 и (без которого =)3.

[Ты своим письмом избавил меня от вредного и неприятного расположения духа]1, (который тогда владел мной)2.

[- =]1, (который =)2.

[Ты говоришь]1, (что необходимо (или желательно) узнать подробности поездки Есенина в Мурманск)2.

[- =]1, (что =)2.

[Надо бы поехать в Мурманск и на месте попытаться найти людей]1, (которые помогут)2.

[= и =]1, (которые =)2.

[Перепиской вряд ли чего добьёшься]1, но, [не имея других средств, я всё-таки написал одно письмо в Ростов-на-Дону знакомой преподавательнице литературы]2, [она любит Есенина и прекрасно знает его биографию]3.

[=]1, но [- =]2, [- = и =]3.

[Может, подскажет]1, (с чего начать)2…

[=]1, (с чего =)2…

(Что бы там ни было)1, [помнить об этом деле буду постоянно]2.

(Что бы =)1, [=]2.

[Да и невозможно забыть мне ничего]1, (что касается Есенина)2.

[=]1, (что =)2.

[Многие поэты, (когда берут на фальшивые ноты)2, способны вызывать резонанс соответствующей душевной струны и читателя]1.

[-, (когда =)2, =]1.

[А он, Сергей Есенин, вызывает звучание целого оркестра чувств]1, (музыка которого, очевидно, может сопровождать человека в течение всей жизни)2…

[- =]1, (- которого =)2.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

11. Напишите сжатое изложение.

Автор делится радостью от полученного письма, которое помогло ему избавиться от мрачного настроения. Он обсуждает необходимость изучения поездки Есенина в Мурманск и планирует лично отправиться туда, чтобы найти информацию. Также автор упоминает о письме, отправленном знакомой преподавательнице литературы в Ростов-на-Дону, которая может помочь в исследовании. Он подчёркивает свою любовь к творчеству Есенина и восхищение силой его стихов.

12. Напишите сочинение на одну из тем: «Какова роль вводных слов в речи», «Как я понимаю мысли, высказанные в последнем абзаце».

Как я понимаю мысли, высказанные в последнем абзаце.

Вообще в стихах должно быть «удесятерённое чувство жизни», как сказал Блок. Тогда они действенны.

Мысль, высказанная Блоком о том, что в стихах должно быть «удесятерённое чувство жизни», подразумевает, что поэзия должна не просто описывать реальность, а передавать её через призму эмоций и переживаний автора, усиливая и углубляя восприятие читателя. Это означает, что поэт должен не просто фиксировать события, а пропускать их через себя, создавая произведения, которые будут задевать струны души каждого его читателя.

Понимание этой идеи позволяет осознать, что истинная поэзия не просто рассказывает историю, а делает это таким образом, чтобы читатель мог почувствовать себя частью происходящего, пережить вместе с автором все его эмоции и ощущения. Это достигается благодаря мастерству поэта, его способности использовать язык и образы для передачи своих мыслей и чувств.

«Удесятерённое чувство жизни» в поэзии – это не только усиление восприятия реальности, но и возможность для читателя увидеть мир глазами автора, прочувствовать его переживания и эмоции. Благодаря этому поэзия является мощным инструментов воздействия на человеческие души, способным вызывать глубокие чувства и размышления.

Морфологический анализ слов:

Дышит

1. Дышит – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?).

2. Инфинитив: дышать.

3. Постоянные признаки:

- 2-е спряжение

- непереходный

- несовершенный вид

- невозвратный

4. Непостоянные признаки:

- изъявительное наклонение

- настоящее время

- 3-е лицо

- единственное число

5. В предложении является сказуемым (сердце (что делает?) дышит).

В течение

1. В течение – предлог.

2. Служит для связи слов в предложении.

3. Составной.

4. Производный.

5. Неизменяемый.

Пунктуационный анализ предложений:

Перепиской вряд ли чего добьёшься,(1) но,(2) не имея других средств,(3) я всё-таки написал одно письмо в Ростов-на-Дону знакомой преподавательнице литературы, она любит Есенина и прекрасно знает его биографию.

Запятая 1 разделяет части сложного предложения.

Запятые 2, 3 выделяют деепричастный оборот не имея других средств.

А он,(1) Сергей Есенин,(2) вызывает звучание целого оркестра чувств,(3) музыка которого,(4) очевидно,(5) может сопровождать человека в течение всей жизни…(6)

Запятые 1, 2 выделяют уточняющее дополнение Сергей Есенин.

Запятая 3 отделяет главное предложение от придаточного.

Запятые 4, 5 выделяют вводное слово очевидно.

Многоточие 6 ставится в конце повествовательного невосклицательного предложения.

Орфографический анализ слова:

Касается

1. касается

2. Безударная гласная в корне слова; чередование -кас-/-кос-; после корня стоит суффикс -а-.

3. Правописание безударных окончаний глаголов; касаться, 1 спряжение.

4. Правописание тся/ться; что (что делает?) касается.