Упр.457 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

457 1. Подготовьтесь к выразительному чтению. Укажите средства языковой выразительности.

Распутица. Разъезжено. Размыто.

На десять дней в природу входа нет.

Лишь перелесков утренняя мята

Студит во рту. Преобладает свет.

Свет беспощадный. Ярый свет весны,

Срыватель тайн с морщинок и веснушек,

Припухших век, очей полузаснувших,

С болезненной и страстной желтизны.

Свет. Ярое преображенье духа.

Размяты в тюрю колеи дорог.

Невнятица, распутица, разруха.

А там — опушек тюлевый дымок.

(Д. Самойлов)

Укажите средства речевой выразительности:

Эпитеты:

- беспощадный (свет)

- ярый (свет)

- болезненной и страшной (желтизны)

Метафоры:

- перелесков утренняя мята студит во рту

- срыватель тайн

- опушек тюлевый дымок

Лексический повтор:

- преобладает свет, свет беспощадный, ярый свет, свет

Назывные предложения:

- распутица

- свет

- ярое преображенье духа

- невнятица, распутица, разруха

2. Докажите, что свет является ключевым словом этого текста.

В данном стихотворении слово свет повторяется в каждой строфе, оно – самое часто встречающееся слово в стихотворении. Во второй строфе поэт описывает образ света. Слово свет заключает в себе главный смысл стихотворения. Следовательно, слово свет является ключевым словом стихотворения.

3. Понаблюдайте за использованием односоставных предложений. Определите их тип и роль в тексте.

Распутица. (назывное предложение)

Разъезжено. (безличное предложение)

Размыто. (безличное предложение)

На десять дней в природу входа нет. (безличное предложение)

Ярый свет весны, срыватель тайн с морщинок и веснушек, припухших век, очей полузаснувших, с болезненной и страстной желтизны. (назывное предложение)

Свет. (назывное предложение)

Ярое преображенье духа. (назывное предложение)

Невнятица, распутица, разруха. (назывное предложение)

А там – опушек тюлевый дымок. (назывное предложение)

Определите роль односоставных предложений в тексте.

Назывные предложения в данном стихотворении выполняют две функции:

- помогают поэту описать окружающую обстановку

- выражают отношение Д. Самойлову к свету, который показывает скорое приближение весны

Безличные предложения описывают зиму, показывая её серость и безликость.

4. Какое слово не является причастием?

а) разъезжено

б) размяты

в) преобладает

г) размыто

а) разъезжено (каково?) обозначает признак предмета по действию; краткое причастие)

б) размяты (каковы?) обозначает признак предмета по действию; краткое причастие)

в) преобладает (что делает?) глагол)

г) размыто (каково?) обозначает признак предмета по действию; краткое причастие)

Ответ: слово в) преобладает не является причастием. Оно является глаголом.

5. Замените словосочетания колеи дорог, свет весны синонимичными с подчинительной связью согласование.

1) колеи дорог – дорожные колеи

- колеи дорог; колеи (чего?) дорог; управление

- дорожные колеи; колеи (какие?) дорожные; согласование

2) свет весны – весенний свет

- свет весны; свет (чего?) весны; управления

- весенний свет; свет (какой?) весенний; согласование

6. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление?

а) десять дней

б) преображенье духа

в) свет весны

г) утренняя мята

а) десять дней; десять (чего?) дней; управление

б) преображенье духа; преображенье (чего?) духа; управление

в) свет весны; свет (чего?) весны; управление

г) утренняя мята; мята (какая?) утренняя; согласование

Ответ: в словосочетании г) утренняя мята связь иная, чем управление. В данном словосочетании связь согласование.

7. Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание: 1) приставок; 2) ц и ни в прилагательных и причастиях?

1) правописание приставок:

- распутица (чередование приставок рас-/рос-; приставка рас- является безударной: распутица; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед глухим согласным)

- разъезжено (чередование приставок раз-/роз-; приставка раз- является безударной: разъезжено; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед гласным)

- размыто (чередование приставок раз-/роз-; приставка раз- является безударной: размыто; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед звонким согласным)

- перелесков (неизменяемая приставка пере-)

- преобладает (приставка пре- имеет значение «очень»)

- беспощадный (неизменяемая приставка бес-; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед основой на глухой согласный)

- срыватель (неизменяемая приставка с-)

- припухший (приставка при- имеет значение «неполнота действия»)

- размяты (чередование приставок раз-/роз-; приставка раз- является безударной: размяты; правописание приставок на согласные с/з, приставка перед звонким согласным)

2) правописание н и нн в прилагательных и причастиях:

- разъезжено (в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н)

- утренняя (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн)

- беспощадный (образовано при помощи суффикса -н-)

- болезненной (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн)

- страстной (образовано при помощи суффикса -н-)

8. Объясните знаки препинания.

Распутица. Разъезжено. Размыто.

На десять дней в природу входа нет.

Лишь перелесков утренняя мята

Студит во рту. Преобладает свет.

Свет беспощадный.

Ярый свет весны, (запятая между однородными подлежащими)

Срыватель тайн с морщинок и веснушек, (запятая между однородными дополнениями)

Припухших век, (запятая между однородными дополнениями) очей полузаснувших, (запятая между однородными дополнениями)

С болезненной и страстной желтизны.

Свет. Ярое преображенье духа.

Размяты в тюрю колеи дорог.

Невнятица, (запятая между однородными подлежащими) распутица, (запятая между однородными подлежащими) разруха.

А там – (пропущено сказуемое) опушек тюлевый дымок.

9. Напишите текст-рассуждение на тему: «Роль односоставных предложений в речи (в художественном тексте)».

Роль односоставных предложений в речи (в художественном тексте)

Односоставные предложения играют значительную роль в художественном тексте, добавляя ему выразительности и динамичности. Они позволяют автору акцентировать внимание на действии, состоянии или событии, не уделяя лишнего внимания субъекту действия. Это делает текст более лаконичным и ёмким, позволяя читателю быстрее воспринимать информацию и глубже погружаться в сюжет.

Обобщённо-личные предложения подчеркивают общность человеческих переживаний, делая акцент на универсальных истинах и ценностях. Ведь не просто так обобщённо-личные предложения обычно используются в пословицах и поговорках. Безличные предложения, в свою очередь, помогают описать состояния природы или внутренние переживания героев, делая акцент на чувствах и эмоциях, а не на конкретных действиях. Назывные предложения создают яркие образы, мгновенно перенося читателя в определённое место или время, деля текст более наглядным и кинематографичным.

Таким образом, односоставные предложения в художественном тексте выполняют важную функцию, делая его более выразительным, лаконичным и динамичным. Они помогают автору донести до читателя свои мысли и чувства, создать яркие образы и передать атмосферу происходящего.