Упр.228 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:

228 Прочитайте текст. Какая информация в нём является, по вашему мнению, основной, а какая — дополнительной? Составьте сложный, подробный план текста (письменный), затем перескажите его по плану, упрощая лексику и структуру предложений.

Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и г. п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определённых правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказывания становится понятным только в конце речевой ситуации.

Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня всё нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др.

(Н. Ю. Штрекер )

Объясните: а) назначение курсива в тексте (в каждом конкретном случае); б) назначение скобок.

Основной в тексте является информация, поясняющая, что такое речевая ситуация и раскрывающая ее роль и значение.

Дополнительной является информация, иллюстрирующая примеры в подкрепление к основной.

Сложный план.

1. Что такое речевая ситуация.

1.1. Речевая ситуация – это ситуация общения, подразумевающая предмет речи, участников общения, время и место высказывания.

2. Роль речевой ситуации.

2.1. С помощью речевой ситуации можно понять смысл сообщения, его цель и связь с другими событиями.

2.2. Целью речевой ситуации может быть рекомендация, просьба, угроза и тому подобное.

3. Характер речевой ситуации.

3.1. Речевая ситуация определяет правила ведения разговора и формы его выражения.

3.2. Примеры разных по характеру речевых ситуаций: диалог с врачом, беседа в гостях, вербальное общение в транспорте.

4. Прямой и косвенный смысл речевой ситуации.

4.1. Косвенные высказывания делают речь более выразительной и сжатой.

4.2. Смысл высказывания становится понятен только в конце речевой ситуации.

4.3. Примеры различных значений высказываний в ходе развития речевой ситуации.

Пересказ.

Речевая ситуация – это ситуация общения, подразумевающая предмет речи, участников общения, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, его цель и связь с другими событиями. Целью речевой ситуации может быть рекомендация, просьба, угроза и тому подобное.

Речевая ситуация определяет правила ведения разговора и формы его выражения. Например, диалог с врачом, беседа в гостях, вербальное общение в транспорте – все это различные по характеру ситуации.

Речевая ситуация передает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Косвенные высказывания делают речь более выразительной и сжатой. Смысл высказывания становится понятен только в конце речевой ситуации.

Например, нейтральное высказывание «У меня все нормально», в ходе развития может приобрести различные значения: не происходит ничего нового; ситуация улучшилась; не хочу поддерживать разговор.

* В скобки заключаются слова и выражения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Автор данного текста в скобках перечисляет примеры, иллюстрирующие основную информацию.