Упр.367 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:

367 Сравните предложения. Какие способы передачи чужой речи представлены в каждом из них?

1. Д. С. Лихачёв писал: «Я очень ценю профессионалов и профессионализм, но это не всегда совпадает с тем, что я называю интеллигентами и интеллигентностью ».

2. Д. С. Лихачёв писал, что он очень ценит профессионалов и профессионализм, но это не всегда совпадает с тем, что он называет интеллигентами и интеллигентностью .

Вспомните основные правила замены прямой речи косвенной.

В первом предложении использована прямая речь, во втором – косвенная.

Способы замены прямой речи косвенной:

При замене прямой речи косвенной используется сложноподчинённое предложение, в котором слова автора являются главной частью, а чужая речь – придаточной частью. Слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой.

Предложения с прямой речью передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности её формы и интонации.

Предложение с косвенной речью не передает восклицательной и вопросительной интонации, которая присутствует в прямой речи.

При помощи союзов ЧТО, БУДТО косвенно передаётся содержание повествовательных предложений, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

Содержание побудительных предложений передаётся при помощи союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг

Содержание вопросительных предложений передаётся при помощи местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или вопросительной частицы ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд.