Упр.40 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:

40. Прочитайте. Укажите, на чём построена игра слов в следующих примерах.

1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поcл.)

Ответ 1

С этим браком произошёл брак. (Газ.) Игра слов основана на многозначности слова "брак". Здесь оно может означать как ошибку, недостаток, так и официальный акт регистрации брака между людьми.

- А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) Здесь игра слов основана на созвучии и сходстве слов "порог" и "предлог". "Порог" - это плоская плита, находящаяся у входа в дом, а "предлог" - это лексическая часть речи, выражающая отношения между словами.

- При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) Здесь игра слов основана на сходстве звучания слов "прилагательное" и "придаточное" и слов "предложение" и "союз". Это создаёт комический контраст между реакциями учениц и учеников на эти слова.

- Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поcл.) В этом примере игра слов основана на полисемии слов "есть". Оно может означать как принятие пищи, так и наличие чего-либо. Таким образом, предложение имеет двусмысленность и смысловую игру, что делает его занимательным и ярким.

Ответ 2

Игра слов в приведенных примерах основана на следующих механизмах:

С этим браком произошёл брак. (Газ.) Здесь игра слов основана на двусмысленности слова "брак". Оно одновременно означает ошибку, неудачу, недостаток, а также официальный акт регистрации брака между людьми.

А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) Здесь игра слов основана на созвучии и сходстве слов "порог" и "предлог". Автор использует игру слов, чтобы выразить своё желание избежать необходимости изучать предлоги.

При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют глаза, а при словах «прилагательное» и «придаточное» ученики с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) В этом примере игра слов основана на сходстве звучания слов "предложение" и "союз", а также слов "прилагательное" и "придаточное". Автор использует эти ассоциации для создания комического контраста между реакциями учениц и учеников на эти слова.

Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поcл.) Здесь игра слов основана на созвучии и контрасте между глаголами "просит" и "бросит". Автор использует это созвучие, чтобы создать эффектный и запоминающийся оборот, выражающий упрямство или непреклонность персонажа Абросима.