Параграф 48 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (История)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:

§48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье

Объясните значение слов: провинция, триумф, император.

Провинция - завоеванная римлянами область.

Триумф - торжественный въезд в Рим полководца-победителя.

Император - так именовался полководец в дни триумфа (по-латински — повелитель, главнокомандующий).

Проверьте себя.

1. Как римлянам удалось привлечь на свою сторону греков перед войной с Македонией?

Готовясь к войне с Македонией, римляне привлекли на свою сторону греков, провозгласив себя освободителями Эллады от власти македонян.

2. Как и где греки узнали о возвращении независимости городам Эллады? Была эта независимость действительной или мнимой?

Огромные толпы народа сидели и смотрели на состязания. Вдруг при звуке трубы, призвавшей всех к молчанию, на середину вышел глашатай и объявил, что римский сенат возвращает эллинам независимость. Среди собравшихся поднялись волнение и шум. Весь стадион встал, никому уже не было дела до состязаний, все рвались приветствовать римского консула — спасителя Греции. В те дни лишь немногие греки понимали, что совершается не освобождение Греции, а смена её господ. Независимость Греции была мнимой.

3. В чём проявилось преимущество построения римского войска в решающем сражении с македонянами?

Македонские воины храбро сражались. Первые ряды римлян были истреблены, а остальные стали отступать к своему лагерю. Но когда фаланга стала преследовать римлян, в ней из-за быстрого бега по неровной почве образовались разрывы. Воспользовавшись этим, консул приказал своим отрядам вклиниться в пустоты неприятельского строя. Римляне проникли за ограду македонских копий. Теперь они сражались не со всей фалангой, а против отдельных её частей, нападая с незащищённых боков и заходя в тыл. Сила вражеского войска разом иссякла. Македоняне обратились в бегство.

Поработайте с картой «Рост Римского государства» (см. с. 233). Проследите захват римлянами Восточного Средиземноморья.

Главными направлениями захвата римлянами Восточного Средиземноморья был захват Греции, Карфагена, Македонии, п-ова Малая Азия. Также римляне захватили восточное побережье Средиземного моря: районы Финикии, Ассирии, Иерусалим.

Опишите рисунки:

1. «Штурм крепости» (см. с. 235). Как выглядели метательные машины, таран, башня на колёсах, штурмовые лестницы?

Метательные машины представляли собой катапульты. Катапульта обладает большим рычагом, один конец которого прикреплен к оси, другой свободен. Свободный конец оснащен либо ложкой, либо «корзинкой» на веревках наподобие пращи (ее часто так и называют — пращей); в эту ложку или корзинку кладут снаряд — как правило, большой камень или, реже, специальное ядро (кое-где применяли еще глиняные кувшины с греческим огнем). Также мы можем видеть таран ворот крепости. Воины пытаются с помощью огромного бревна пробить ворота. Башни на колесах сделаны для того, чтобы подвести их к воротам и перебраться через стену. Сами воины находятся на верхних “этажах”. Также воины используют штурмовые лестницы: их приставляют к крепостной стене и взбираются по ним, чтобы пересечь стену.

2. «Бои на улицах Карфагена» (см. с. 236). Кто из противников вызывает ваше сочувствие?

Сочувствие вызывают карфагеняне. Они стойко и мужественно пытаются защищаться и отбиваться. Мы можем видеть, что их гораздо меньше. Они в безысходном положении, поэтому они вызывают сочувствие.

3. «Триумф в Риме» (см. с. 237). Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, если бы вы оказались в Древнем Риме?

Увидев такое, я бы, наверное, была преисполнена торжества и благоговения. Такое зрелище восхищает и вызывает уважение.