Параграф 3 ГДЗ Арсентьев Данилов 6 класс (История)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Стефанович 6 класс, Просвещение:

Параграф 3. Восточные славяне и их соседи.

Что позволило восточным славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?

Племена индоевропейцев находились в постоянном движении, осваивая новые территории, соприкасались и смешивались с другими народами. Отдельные группы индоевропейских племён больше отдалялись друг от друга.

Какие племена участвовали в Великом переселении народов?

В Великом переселении народов участвовали германские племена готов, франки, вандалы, саксы, тюркские и монгольские племена гуннов, славянские племена.

Можно ли назвать религии древних египтян, греков, римлян языческими?

Можно, так как древние египтяне, греки и римляне верили не в одного бога, а в несколько (многобожие).

Чем отличается родовая община от соседской (территориальной)? Как управляется каждая из них? Чем вызваны эти различия?

Главное отличие родовой общины от соседской состоит в том, что члены родовой общины связаны кровно, а члены соседской общины лишь проживают совместно на определенной территории. Родовая община управляется старейшинами - старыми старыми людьми. Соседская община также управлялась старейшинами, однако эти люди уже были самыми мудрыми, члены общины доверяли их мудрости.

В летописи сохранилась пословица “погибли яко обры”. Объясните её смысл.

Обры - аварские племена. Авары создали на территории современной Венгрии своё государство-каганат. Позже он был разгромлен войсками Карла Великого, действовавшими в союзе со славянскими племенами.

1. Когда славянские племена выделились из индоевропейских?

Во II тыс. до нашей эры из индоевропейских племен выделились балтославянские племена. В V в. до н. э. эти племена разделились на балтов и славян.

2. Перечислите основные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались.

Основные занятия восточных славян:

• земледелие

• скотоводство

• бортничество

• рыболовство

• охота

• ремёсла: ткачество, кузнечное, гончарное

Орудия труда:

• соха

• борона

• лукошье

• серп

3. В чем преимущество двуполья и трехполья перед перелогом и подсечно-огневой системой?

Системы двуполья и трехполья позволяли земле отдыхать. Благодаря этому почвы становились более плодородными и медленнее истощались. Урожайность повышалась.

4. Опишите внешний облик восточных славян и их образ жизни.

Многие славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы и серые глаза.

5. Какими были религиозные верования восточных славян?

Восточные славяне были язычниками - поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (щур, домовой) оставались в доме и охраняли потомков от бед. В реках и озерах водились русалки.

6. Как была организована жизнь в славянском племени?

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. По мере расселения родственные узы стали слабеть. Родовую общину сменила соседская (вервь). Важные вопросы решали на вече - общем совете.

Изучаем документ.

1. Пользуясь текстом параграфа и сведениями документа, составьте рассказ о жизни в славянском поселении.

Славяне селились по берегам рек и озёр. В славянском поселении хижины находились на большом расстоянии друг от друга. Хижинами славян были полуземлянки. Стены домов и домашняя утварь делалась из дерева. Жилище топилось по-черному: дым выходил через отверстие в крыше. Сами славяне были высокие. крепкие телосложением, сильные и выносливые. Славяне были храбрыми воинами. В бой шли с щитом и дротиками, но никогда не носили панцирей. Славяне были язычниками. Они почитали реки и нимф, верили в различных существ.

2. Оцените, как относится автор к славянам - уважительно, со страхом, пренебрежительно или как-то по-другому.

Автор неоднозначно относится к славянам. В некоторых фразах можно уловить пренебрежение (“жалкие хижины”). Однако автор говорит с уважениям о их воинских способностях. Он отмечает их храбрость и силу.

3. Сопоставьте текст документа с текстом учебника и определите, как назывался верховный бог у славян.

Верховный бог славян - Перун.

1. Каким образом история восточных славян связана с Великим переселением народов?

Восточные славяне, как и другие племена, изменяли места своих поселений во время Великого переселения народов. Они активно расселялись по территории Восточной Европы.

2. Какое влияние на развитие восточных славян оказали их соседи?

У финно-угорских племён славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного населения (скифы, сарматы). Многие древние иранские слова прочно вошли в славянский язык и сохранились в современном русском (бог, хата, собака, топор и др.).

3. Сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Что в них общего, а в чем различие? Представьте материал в виде таблицы в тетради.

критерии для сравнения Система управления у восточных славян Система управления греческого полиса

роль народа в управлении народное собрание (вече у славян и демос у греков)

вооруженные силы народное ополчение

управленческие должности избираемые правители (старейшины у славян и должностные лица у греков)

равноправие присутствует отсутствует

права рабов могут стать членами общины рабы не могут стать членами общины

собственность наличие коллективной и частной собственности