Страница 45-48 ГДЗ Рабочая тетрадь Арсентьев Данилов 7 класс (История)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Косулина 7 класс, Просвещение:

§12. Церковь и государство в XVI в.

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Проповедь нестяжателей во многом совпадала с политикой Ивана III, который пытался лишить церковь части земельных владений для раздачи их своим служилым людям, но в конечном счёте государство поддержало иосифлян, так как они:

а) провозгласили первенство княжеской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов;

б) отдали государству большую часть земель Волоцкого монастыря;

в) отказались принимать земельные пожалования от мирян.

2. Монах Филофей провозгласил Москву Третьим Римом, потому что Русская православная церковь:

а) получила самостоятельность от Византийской церкви,

б) не признала Флорентийской церковной унии 1439 г. об объединении православной и католической церквей под властью римского папы;

в) проводила беспощадную борьбу с еретиками.

Задание 2. Заполните пропуски в схеме «Изменения в положении Русской православной церкви».

Задание 3. Заполните пустые графы в схеме «Ереси и разногласил внутри православной церкви» и соедините линиями имена представителей православной церкви и их краткие характеристики.

Матвей Башкин, Феодосий Косой - Они не признавали Святой Троицы, Иисус Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества. Феодосий Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых. Башкин, Феодосий и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

Нестяжатели - монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью, а следовательно, им не нужны и земельные владения. Нил Сорский призывал монахов вести скромный и аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты.

Иосифляне - Призывали к ликвидации церковных богатств и землевладений, к отказу от имущества, к стремлению жить духовной жизнью

4. Используя школьную библиотеку и Интернет, подготовьте сообщение об одном из монастырей, упомянутых в параграфе. Напишите план сообщения.

Иосифово-Волоцкий монастырь, или Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, — православный мужской ставропигиальный общежительный монастырь.

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом. Средства на постройку монастыря дал князь Борис Васильевич Волоцкий (1449—1494).

В Смутное время Иосифо-Волоцкий монастырь поддерживал правительство Василия Шуйского. В 1606 году монастырь был осаждён войсками Болотникова.

В 1609—1610 годах монастырь был осаждён польскими отрядами. В 1610 году монастырь занял отряд полковника Рожинского, сподвижника Лжедмитрия II — «тушинского вора».

Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

При отступлении Красной армии была взорвана уникальная колокольня с находящимся в её нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 год), с которой в ясную погоду можно было увидеть Москву. Монастырь реставрировался, однако не полностью — колокольня до сих пор не восстановлена.

2015-й год является годом 500-летия со дня преставления основателя монастыря — св. прп. Иосифа Волоцкого.

Задание 5. В чём суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами? На чьей вы стороне в этом споре? Кратко обоснуйте свою позицию.

Разногласия нестяжателей и иосифлян заключались в том, что нестяжатели призывали к независимой церкви, лишенной богатств, а иосифляне – богатой церкви, которая была бы опорой государя. Я согласна с нестяжателями, потому что в православной традиции не принято жить богато, с изобилием.

Задание 6. Опираясь на текст учебника и иллюстрацию (с. 97 учебника, часть 1), напишите короткое эссе о Максиме Греке.

Максим Грек (Михаил Триволис) – публицист, писатель, переводчик

В нравоучительных сочинениях (Послание против сочинения Николая о соединении православных и католиков; Слово о Флорентийском соборе; Диалог души с умом и против астрологии) Максим Грек подвергает самому строгому разбору и осуждению недостатки религиозно-нравственной жизни народа во всех его сословиях, неправосудие и мздоимство судей и начальников, всякого рода насилие, лицемерие, отсутствие истинного благочестия в среде самого духовенства.

Эти сочинения явились как бы зеркалом, в котором отразилась и нравственность современной ему России.

Большая заслуга Максима Грека заключается в том, что он раскрыл истинные начала христианской веры и точные ее понятия.

Он доказывал, что для образованного священнослужителя простой грамотности недостаточно, что нужны понятия о политике, риторике, философии.

Задание 7. С помощью репродукции картины художника П. Н. Михайлова (с. 99 учебника, часть 1) и дополнительных источников напишите короткое эссе о митрополите Филиппе.

Филипп Московский (в крещении Феодор), митрополит (1507-23.12.1569), родился в Москве, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Отец Феодора готовил сына к государственной службе. Вел. кн. Василий III приблизил ко двору молодого боярина. С Феодором сдружился будущий царь Иоанн Грозный. Когда Феодору исполнилось тридцать лет, он принял решение оставить светский мир и удалился в Соловецкий монастырь, где постригся в иноки с именем Филипп. В 1546 св. Филипп был поставлен игуменом Соловецкой обители. Он много заботился о процветании монастыря. Во время его игуменства были воздвигнуты трапезный храм Успения Божией Матери и собор Преображения Господня. Св. Филипп и сам много трудился вместе с монахами как простой рабочий, укладывая стены Преображенского собора. 25 июня 1566 — по настоянию царя Иоанна Грозного — свт. Филипп был посвящен в Московского и всея Руси митрополита. Это были тяжелые годы затянувшейся Ливонской войны, годы опричнины. Святитель не боялся говорить царю правду и обличать за жестокость. Поначалу Иоанн прислушивался к советам свт. Филиппа, но позже, не перенеся обличений, приказал взять митрополита под стражу. Свт. Филипп был схвачен по время богослужения в Успенском соборе. Преданный суду, он был приговорен к пожизненному заключению. Целый год святитель провел в заточении в тверском Отрочь Успенском монастыре. Здесь же он был задушен опричником Малютой Скуратовым. Предвидя свою кончину, свт. Филипп за три дня до этого приготовился к ней причащением Святых Тайн. Мощи свт. Филиппа, доставленные в Соловецкий монастырь, в 1652 были перенесены в Москву.