Страница 49-54 ГДЗ Рабочая тетрадь Арсентьев Данилов 7 класс (История)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Косулина 7 класс, Просвещение:

§13-14. Культурное пространство России В XVI в.

Задание 1. Отметьте утверждения, которые характеризуют развитие образования в XVI в.

1) Основным материалом для письма была береста.

2) Появилось книгопечатание.

3) Центрами образования были монастыри.

4) Была издана специальная книга для обучения грамоте — «Часословец».

5) Обучением детей грамоте занимались только церковники.

6) Появились первые учебные заведения — училища.

7) При мечетях создавались мектебе и медресе.

Ответ: 23467

Задание 2. Соедините линиями двух цветов имена публицистов, их взгляды и социальные группы, интересы которых они выражали.

Задание 3. Соотнесите жанр литературного произведения, сущность жанра и название произведения, его авторов или героев.

Запишите полученные сочетания букв.

Ответ: АЗЛ, БЖМ, ВЕИ, ГДК

Задание 4. Выберите правильный ответ.

1. «Домострой» — это:

а) свод правил по архитектурному строительству итальянских мастеров;

б) сборник церковных текстов для семейного чтения;

в) наставления о взаимоотношениях в семье.

2. «Хронограф» — это:

а) сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемирной истории

б) общерусская летопись;

в) первая хроника истории России.

Задание 5. Напишите, какой памятник русской литературы связан с именем митрополита Макария. Дайте характеристику этой книги.

Таким памятником русской литературы является «Четьи минеи». «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении. Минеи — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

Задание 6. Согласны ли вы с мнением, что появление книгопечатания на Руси имело огромное значение? Свой ответ аргументируйте.

Я согласна с данным мнением. Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому доступнее для людей.

Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?

Родоначальником книгопечатания в Европе считается Иоганн Гутенберг. В середине XV в. Гутенберг опубликовал первую в мире печатную книгу — латинское издание Библии.

Задание 7. Подготовьте небольшой рассказ о памятниках культуры вашего края в XVI в., привлекая материалы краеведческого музея, библиотеки, интернет-ресурсы. Напишите план рассказа.

Развитие русской культуры на Урале, оставаясь частью общерусского культурно-исторического процесса, имело вместе с тем некоторые особенности, связанные с условиями освоения этого края, характером социально-экономических отношений и контактов с другими народами. На Урале в то время преобладало черносошное крестьянство и посадское население.

На Урале в XVI—XVII вв. продолжаются традиции летописания, создаются и переписываются книги, сохраняется и обогащается фольклор; грамотность была распространена среди посадских жителей, служилых людей, части крестьянства. Крупный культурный центр сложился в вотчинах «именитых людей» Строгановых, обладавших большими книжными собраниями, иконописными мастерскими, поощрявших развитие музыкально-хорового искусства.

Задание 8. Найдите в школьной библиотеке или в Интернете изображения объектов культуры XVI в. Составьте список наиболее ценных, на ваш взгляд, памятников. Объясните, почему именно они попали в ваш список.

1. Собор Василия Блаженного

2. Царь-пушка

3. Новодевичий монастырь

4. Архангельский собор

5. Колокольня Ивана Великого

6. Церковь Вознесения в Коломенском

7. Первая печатная книга

8. Спас Нерукотворный

Я думаю, именно эти объекты являются наиболее ценными, потому что они являются наиболее яркими примерами культуры того периода.

Задание 9. Заполните пропуски в тексте. Напишите, о каком событии идёт речь.

В Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она направлялась к главному Успенскому собору, отстроенному при Иване III. В тяжёлых меховых шубах — соболиных, горностаевых, беличьих, крытых по-восточному шелками с яркими разводами, то итальянским бархатом, то фландрским сукном, — плавно двигались бояре. В толпе зрителей кафтаны купцов и гостей перемежались сермягами мастеровых и холопов. Заворожённая великолепием шествия и серьёзностью происходящего толпа застыла. Это было 16 января 1547 г.

В тексте речь идет о венчании Ивана Грозного на царство.

Задание 10. Соотнесите названия народных праздников и их описания

Ответ:

1 – А

2 - В

3 – Б

4 – Д

5 - Г

Задание 11. О чём свидетельствовали русские поговорки?

Калачом не заманишь – человека не заманишь даже чем-то очень хорошим, заманчивым

Хлеб всему голова – данная поговорка подчеркивает важность хлеба в жизни людей

Где щи да каша, там и место наше – наше место там, где есть еда (где есть, чем можно прокормиться)

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной – данная поговорка подчеркивает важность гречки и хлеба в жизни людей (их важность приравнивается к родителям)

Киселём брюха не испортишь – данная поговорка говорит о полезности киселя

Задание 12. Заполните таблицу «Пища населения России в XVI в»

Национальная принадлежность Основные продукты питания С чем были связаны вкусовые пристрастия

Русские В основном растительная пища, редко - мясо Основное занятие - земледелие

Карелы рыба, каши, пироги Жили на берегах рек и озер

Мордва растительная пища — кислый хлеб, каши, пироги, блины из гречихи и пшена. По праздникам ели блюда из мяса. Жили в лесах и степях. Основные занятия – скотоводство и земледелие

Татары питались мясо-молочной и растительной пищей Традиции скотоводства. Занимались земледелием

Башкиры Преимущественно мясная пища Занимались скотоводством

Чуваши продукты растительного происхождения (овощи, крупы, мука). Мясные и молочные продукты производились в основном на продажу Жили в лесах и степях. Основные занятия – скотоводство и земледелие