Параграф 41 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:

§ 41. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.

Какова была роль гласности в политике перестройки?

Гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

К каким социально-экономическим, политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?

Утрата партией авторитета вела к разрушению страны (распаду СССР), складыванию партией своих полномочий.

Дайте определение термина «реабилитация».

Реабилитация - это восстановление честного имени незаслуженно осуждённых людей в годы сталинских репрессий, возвращение им уважения, восстановление в гражданских правах.

Почему, несмотря на политику гласности, часть населения страны была не согласна с реформами, испытывала чувство безысходности?

Часть населения была не согласна с реформами, потому что люди привыкли к идеологии.

1. Объясните понятие «гласность». Приведите примеры этого явления.

По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Это была полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». В сентябре 1986 г. было принято решение прекратить глушить передачи американской радиостанции «Голос Америки» и английской Би-би-си, а осенью 1988 г. в Советском Союзе окончательно перестали глушить зарубежные радиостанции.

2. Раскройте роль СМИ в политике гласности.

СМИ играло большую роль в политике гласности. Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС (1988), съездов народных депутатов СССР. В сентябре 1986 г. было принято решение прекратить глушить передачи американской радиостанции «Голос Америки» и английской Би-би-си, а осенью 1988 г. в Советском Союзе окончательно перестали глушить зарубежные радиостанции. Стали издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен реестр не подлежащих публикации статистических данных.

3. Какие изменения произошли в религиозной политике государства?

1000-летний юбилей Крещения Руси (1988) стал поворотным пунктом в религиозной политике советского руководства. После встречи Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Священного синода начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. У властей наметились изменения и в отношении верующих других религий — мусульман, иудеев, буддистов.

4. Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки.

С конца 1986 — начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать. Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов. Были опубликованы работы эмигрантов 1970—1980-х гг. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына. В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого тоталитарного государства.

Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов, так и новых произведений антисталинского звучания. В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова, по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны, выводившие на сцену только что реабилитированных или забытых исторических персонажей.

Какие противоречия в понимании гласности партийным руководством в СССР отражены в этом документе?

С одной стороны, государство выступало за введение гласности повсеместно, а с другой - стремилось ограничить ее (существовали рамки гласности).

1. Как вы понимаете тезис «социализм с человеческим лицом»?

Я понимаю данный тезис так: он провозглашал построение социализма с сохранением человеческих и моральных ценностей.

2. Познакомьтесь с одним из художественных произведений, упомянутых в параграфе, подготовьте сообщение о нём.

«1984» был создан в рамках литературного направления модернизма. Многие литературоведы полагают, что смысл заглавия «1984» — это зеркальное отражение того года, когда автор закончил писать роман — в 1948 году. Роман рассказывает нам о том, как к 1984 году, в результате войн и политических кризисов на планете Земля, образовались три тоталитарных сверхдержавы: Океания, Евразия и Остазия – которые непрерывно воюют друг с другом. Смысл романа «1984» представляет собой предупреждение писателя всему человечеству о том, какая судьба его ждёт, если народ будет позволять своим правительствам вырождаться в бесчеловечные диктатуры. Оруэлл раскрыл все уловки пропагандистов в рамках таких режимов и развенчал их. Их увлечение историей объясняется желанием переписать ее, их воинственность — это жажда власти, их призывы к подвигу — манипуляция народным сознанием. Ханжеское отношение к любви, дружбе и другим искренним чувствам вытесняет из личности индивидуальность.

В своём произведении Оруэлл выразил свой взгляд на власть, революцию и роль народных масс в историческом процессе. Осудил тоталитаризм, милитаризм и террор, как средства управления людьми. Такова главная мысль романа «1984».

Антиутопия «1984» говорит о том, как важно для народа участвовать в управлении государством, самостоятельно бороться за свои права, а не пассивно вручать свою судьбу в руки правящего класса. Он говорит нам о том, как важна любовь в жизни человека, что именно она придаёт нашей жизни смысл. Такова мораль романа «1984».

«1984» даёт нам яркий антипример того, как может быть организовано государство. Это произведение содержит в себе призыв к миру терпимости и осуждение диктатуры в любой её форме. Это и есть нравственные уроки антиутопии «1984».

3. Согласны ли вы, что в период перестройки история превратилась в один из важных факторов политической жизни страны? Аргументируйте мнение, что переосмысление истории превратилось в «механизм разрушения исторической памяти народа».

Я согласна с данным утверждением. История была переосмыслена, были переосмыслены, в частности, процессы 20 века. Это привело к тому, что люди начинали оценивать действия властей, критиковать их. Это такеж является причиной, почему история превратилась в «механизм разрушения исторической памяти народа».

4. Сравните плакаты периода перестройки и советские плакаты 1950—1960-х гг. Что общего в духовной жизни общества в годы «оттепели» и в период перестройки? Какие новые общественные явления нашли своё отражение в плакатном искусстве в конце 1980-х гг.?

Общее:

- призыв к работе

- оптимизм

- призыв к активности

- спортивная тематика

Новые явления в плакатной искусстве 1980-х:

- появление плакатов, посвященных олимпийским играм

- появление плакатам, посвященных антиалкогольной кампании

5. Почему политика гласности привела к поляризации общественных настроений в СССР?

Политика перестройки привела именно к таким последствиям, потому что она шла вразрез с действовавшей ранее идеологией. Так, некоторые люди были привержены идеологии, а другие - хотели изменений и поддерживали их.