Доп.материал §14-15 (стр.131-138) ГДЗ Сороко-Цюпа 10 класс (История)


Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Сороко-Цюпа 10 класс, Просвещение:

*Формирование научной картины мира в Новейшее время.

Каким образом в истории происходит изменение научной картины мира?

Каждой эпохе соответствует своя картина мира, потому что это связано с развитием науки, появлением новых теорий. Человек узнает больше, больше может объяснить, и его представление о мире меняется

Каковы признаки науки? Чем научный подход к объяснению мира отличается от религиозного?

Три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость. Научные методы - это проведение экспериментов, выдвижение гипотез, создание теорий и т. д. Достоверность - это возможность проверки научных данных и теорий. Общезначимость - это пригодность научных результатов для всех людей, независимо от их различий, в том числе и религиозных.

Религиозный подход предполагает объяснение явлений с точки зрения разума и божественного происхождения.

Какова роль Бога в классической картине мира?

В классической механике Ньютона всё божественно разумно. Это совершенный мир, созданный Богом, который присутствует в мире всегда и везде.

«В ньютоновской науке и в ньютоновском мире не человек, а Бог является мерой всех вещей. Последователи Ньютона могли позволить себе забыть об этом, полагая, что больше не нуждаются в гипотезе о Боге - этих «строительных лесах», уже ненужных построенному зданию. Они ошиблись: лишённый своих божественных подпорок, Ньютонов мир оказался непрочным и неустойчивым…», - писал историк науки А. Койре. Последователи Ньютона убрали Бога из этой картины мира, и она распалась.

Какие черты неклассического подхода к объяснению мира отражены в этом высказывании?

• Отрицание существования окончательной истины

• Мир через человека, субъективный взгляд

• Ограниченность объективного познания

Приведите примеры произведений искусства (после изучения параграфа о культуре и искусстве), в которых нашли отражение компоненты неоклассического подхода к объяснению мира.

Произведения Антонио Гауди (напр. Саграда Фамилия), Пабло Пикассо, импрессионистов, символистов, архитектурные сооружения в стиле конструктивизма, неоклассицизма.

1. Какие три фактора обусловили появление науки?

Социолог М. Вебер выделил три важнейшие предпосылки для формирования науки:

1) открытие в Древней Греции смысла понятия как одного из главных средств научного познания;

2) введение в практику в эпоху Возрождения рационального эксперимента как средства надёжно контролируемого познания;

3) наличие характерной для христианства веры в рациональность, разумность Бога.

2. Каковы признаки науки? Чем научный подход к объяснению мира отличается от религиозного?

Три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость. Научные методы - это проведение экспериментов, выдвижение гипотез, создание теорий и т. д. Достоверность - это возможность проверки научных данных и теорий. Общезначимость - это пригодность научных результатов для всех людей, независимо от их различий, в том числе и религиозных.

Религиозный подход предполагает объяснение явлений с точки зрения разума и божественного происхождения.

3. Что напоминает классическая картина мира? С чем можно сравнить мир, описанный в рамках классического подхода?

Классическая картина мира напоминает механизм. Теория объясняла не только движение всех звёзд по их траекториям, но и столь же безошибочно движение тел на земле, падение яблока, полёт снаряда, даже приливы и отливы. В классической механике Ньютона всё божественно разумно. Пространство, время, движение абсолютны, они не имеют свойств, которые могут меняться. Пространство - лишь месторасположение отдельных тел. Время - простая длительность. Движение - равномерное, взаимодействие - мгновенное. Все тела в конечном счёте суть материальные точки. В этом мире можно точно предсказать будущее или воспроизвести прошлое. Всё предопределено, у всего есть свои причины. Это совершенный мир, созданный Богом, который присутствует в мире всегда и везде. Мир можно сравнить с часами.

4. Выделите главные отличия неклассической картины мира от классической. Какие из этих отличий, по вашему мнению, наиболее важны?

1. С какими процессами на рубеже XIX-XX вв. был связан переход от классического подхода к объяснению мира к неклассическому?

Переход к новому пониманию мира связан с оформлением новых теорий. В физике это теория относительности А. Эйнштейна (1905, 1916) и квантовая механика в интерпретации В. Гейзенберга и Н. Бора (1920-1930-е гг.).

2. Почему каждой эпохе соответствует своя картина мира

Каждой эпохе соответствует своя картина мира, потому что это связано с развитием науки, появлением новых теорий. Человек узнает больше, больше может объяснить, и его представление о мире меняется.

3. Какие принципы неклассического подхода к объяснению мира нашли отражение в литературе и искусстве периода модернизма?

В литературе и искусстве периода модернизма нашли отражение такие принципы:

• Восприятие мира через человека, субъективный подход

• Стремление достичь художественной выразительности

• Многообразие средств выразительности