Ответы на вопросы §16 ГДЗ Сороко-Цюпа 10 класс (История)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Сороко-Цюпа 10 класс, Просвещение:

§16. Культура и искусство в первой половине ХХ в.

Назовите направления искусства и отдельные произведения, в которых наиболее ярко проявилось характерное для периода модернизма стремление автора представить свой личный, неповторимый взгляд на мир.

• Малевич «Черный квадрат»

• Моне «Впечатление. Восход солнца»

• Моне «Руанский собор вечером»

• Кандинский «Композиция»

• Сёра «Женщина с зонтиком»

Как изменилось понимание мира в новой научной картине, что означает субъективный взгляд на мир?

Особое место отводится случайности (индетерминизм). От позиции человека или его взгляда на мир, оказывается, зависит описание мира. Принцип относительности вводит в картину реальности наблюдателя, человека, субъекта. Картина мира субъективизируется.

От картины мира, где царит окончательная истина, произошёл переход к пониманию мира с точки зрения субъекта, будь он наблюдатель в определённой системе отсчёта или человек со своим субъективным взглядом на мир.

Что такое синтез искусств, по вашему мнению, и в чём он проявляется?

Я думаю, синтез искусств – это соединение разных видов искусств так, что они представляют единое художественное целое. Он проявляется в соединении предметов разных видов искусств, которые формируют единую картинку.

В чём вы видите главные различия двух направлений - импрессионизма и постимпрессионизма?

Постимпрессионисты, развивая художественные открытия импрессионистов, уходят от сиюминутности переживаний и впечатлений, они стремятся выразить свои фундаментальные идеи о мироздании.

Назовите наиболее радикальные направления авангарда. В чём их главное отличие от других направлений?

Абстрактное искусство стало наиболее радикальной формой авангарда. Элементы художественной формы становятся самодостаточным изображением. Геометрическая абстракция - направление, использующее комбинации геометрических форм. Его вариантами стали супрематизм (от лат. supremus - высший), организованный K. C. Малевичем (Россия), который создал в 1915 г. «Чёрный квадрат», и неопластицизм, выросший на базе творчества П. Мондриана (Нидерланды).

1. В чём главные различия в подходе к предмету и задачам искусства в период классического искусства и в период эпохи модернизма? Используйте аргументы И. Тэна и А. Бергсона, таблицу в тексте параграфа.

В классическом подходе предмет искусства видится как человек, мир его чувств, окружающий мир. В период модернизма предметом искусства становится мир впечатлений, авторский мир, мир переживаний и представлений.

2. Покажите эти различия на примере произведений искусства.

К классическому искусству относится «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Девушка представлена реалистично, произведение относится к портретной живописи. Художник выступает лишь как посредник, который не выражает свои эмоции. Примером произведения эпохи модернизма является картина Моне «Впечатление. Восход солнца». В этой картине мы видим отношение автора, его восприятие – что также подчеркивается в названии. Мазки не четкие, они лишь создают образ.

1. Какие открытия фундаментальных наук в конце XIX - начале XX в. изменили представление о мироздании и были названы «революцией в естествознании»? Что нового было сказано наукой об обществе и человеке в начале ХХ в.?

За первую треть ХХ в. учёные выяснили строение атома и к концу 1930-х гг. подошли к практическому освоению атомной энергии. Теория относительности А. Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения. В первой половине ХХ в. Были заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетики). Больших успехов добились микробиология и фармацевтическая промышленность (появляются аспирин, антибиотики). Учение 3. Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения. Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа A. Бергсона о творческой интуиции. В конце XIX - начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология - наука об обществе, его системах и общественном поведении людей.

2. Назовите российских представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве.

В литературе его представителями стали: В. Соловьёв, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, В. Брюсов. В изобразительном искусстве М. Врубель.

3. Объясните особенности стиля модерн на примере одного из произведений живописи или архитектуры.

К стилю модерн относится картина Моне «Впечатление. Восход солнца». Здесь мы можем видеть такие черты модерна, как использование особой цветовой гаммы, отсутствие четких границ и образность, выражение впечатлений художника.

4. Выделите главные черты искусства авангарда на примере одного из произведений по вашему выбору.

Примером искусства авангарда является «Черный квадрат» Малевича. В этом произведении мы можем видеть отказ от классических форм, отрицание классической традиции, абстрактность и беспредметность произведения, использование геометрических форм.

5. Что имеется в виду под понятием «литература “потерянного поколения”»?

В 1920-е гг. появляется плеяда ярких, талантливых молодых писателей, создавших литературу «потерянного поколения» - так американская писательница Г. Стайн назвала группу американских литераторов, проживавших в Париже (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пассос и др.). Это направление отразило протест против бесчеловечной бойни Первой мировой войны. В 1920-е гг. были опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка и др.

6. Какие обстоятельства и процессы исторического развития на рубеже XIX-XX вв. способствовали реализации идеи П. де Кубертена о восстановлении Олимпийских игр?

Наступление эпохи массового общества стало и началом эпохи массового спорта. Физическая культура была включена в образовательные программы школ и вузов.

Интернационализация на рубеже веков проявлялась не только в экономике, но и в общественной жизни, включая спорт. Стали проводиться международные соревнования. Становление массового спорта и интернационализация общественной жизни были главными условиями, которые способствовали реализации идеи Кубертена о возрождении Олимпийских игр.

7. Выделите главные цели современного олимпизма, сформулированные Кубертеном и зафиксированные в Олимпийской хартии.

«Олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам». «Целью олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства».

8. Объясните, как вы понимаете кредо Олимпийских игр: «Главное не победа, а участие!»

Бороться и участвовать – это важнее, чем победить, ведь это дает нам больше опыта и личных выводов, результатов. Борьба подвигает нас к новым достижениям и развитию.

1. Выберите одно из направлений в искусстве и, используя интернет-ресурсы, художественные альбомы и репродукции картин, размещённые на цветной вклейке в учебном пособии, подготовьте презентацию с рассказом об этом направлении.

(Презентация прикреплена внизу страницы)

2. Проанализируйте произведение искусства, относящееся к символизму. Поразмышляйте над символами и смыслами выбранного вами произведения.

Картина Врубеля «Демон сидящий».

• Персонаж олицетворяет изгнанника

• Демон словно зажат в картине – мы не видим его полностью, он не входит на картину. Это олицетворяет его чувства

• Синий цвет одежды – символ божественного происхождения

• Образ складывается из разнородных «осколков», частей. Это показывает противоречия и внутреннюю борьбу

3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Первый российский олимпийский чемпион». Обсудите его в классе.

Фаворитом Олимпиады считался Ульрих Сальхов - семи, а потом и десятикратный чемпион мира. Однако за несколько месяцев до Лондона Панин обыграл шведа на крупном турнире в Питере, и в Англии Сальхов, опасавшийся русского, решил устроить «психическую атаку». В первом же виде – обязательных фигурах (в те годы соревнования состояли из произвольной программы и «школы», где требовалось чертить коньками замысловатые рисунки на поверхности льда) – он принялся громко ругать соперника, называя его восьмерки кривыми. Наши заявили протест, и Сальхова призвали к порядку, однако шведу все-таки удалось захватить лидерство. Панин прекрасно понимал, что его «утопили» судьи, среди которых преобладали соотечественники и друзья Сальхова, но сделать ничего уже было нельзя.

Тогда наш фигурист решил сняться с произвольной программы и сосредоточиться на борьбе за медали в следующий день - в так называемых специальных фигурах, где он был особенно силен. Когда перед выступлением Панин представил свои фигуры судьям на бумаге, те заявили, что там ошибка – мол, один из рисунков сделать в реальности невозможно. Однако российский спортсмен с этим не согласился - и вскоре идеально начертил на льду все фигуры, включая «невыполнимую».

Пораженным арбитрам ничего не оставалось, кроме как капитулировать. Николай Панин-Коломенкин победил с большим отрывом и стал первым олимпийским чемпионом из России. Кстати, следующего золота нам пришлось ждать почти полвека. Оно было добыто лишь в 1952-м, уже под флагом СССР.