Упражнение 159 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

159. Русский язык и литература. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проанализируйте примеры и докажите, что в них использован приём инверсии. 1) Р_няет лес б_гряный свой убор, сребрит м_роз увянувш_е поле, проглян_т день, как будто пон воле, и скро_тся за край окружн_х гор.



Решение задачи: 159. Русский язык и литература. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проанализируйте примеры и докажите, что в них использован приём инверсии. 1) Р_няет лес б_гряный свой убор, сребрит м_роз увянувш_е поле, проглян_т день, как будто пон воле, и скро_тся за край окружн_х гор.Решение задачи: 159. Русский язык и литература. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проанализируйте примеры и докажите, что в них использован приём инверсии. 1) Р_няет лес б_гряный свой убор, сребрит м_роз увянувш_е поле, проглян_т день, как будто пон воле, и скро_тся за край окружн_х гор.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

159. Русский язык и литература. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проанализируйте примеры и докажите, что в них использован приём инверсии.

1) Р_няет лес б_гряный свой убор, сребрит м_роз увянувш_е поле, проглян_т день, как будто пон воле, и скро_тся за край окружн_х гор. (А. Пушкин) 2) По дорог_ зимн_й, скучн й тройка борзая б жит, кол_кольчик одн_звучный ут_мительно гр_мит. (А. Пушкин) 3) Беле_т парус од_нокий в туман_ моря г_лубом! Что ищ_т он в стр_не д_лёкой? Что кинул он в кр_ю р_дном? (М. Лермонтов)

1. Роняет (безуд. глас., урон) лес багряный (словар. слово) свой убор, сребрит мороз (словар. слово) увянувшее (какое? ср. р., И. п.) поле, проглянет (1-е спр.) день, как будто поневоле, и скроется (1-е спр.) за край окружных (каких? мн. ч., Р. п.) гор. 2. По дороге (сущ., 1-е скл., П. п.) зимней (какой? ж. р., П. п.), скучной (какой? ж. р., П. п.) тройка борзая бежит (безуд. глас., бег), колокольчик (словар. слово) однозвучный (соед. «о») утомительно (безуд. глас., истома) гремит (словар. слово). 3. Белеет (1-е спр.) парус одинокий (безуд. глас., один) в тумане (сущ., 2-е скл., П. п.) моря голубом (словар. слово)! Что ищет (1-е спр.) он в стране (безуд. глас., страны) далекой (безуд. глас., даль)? Что кинул он в краю (безуд. глас., край) родном (безуд. глас., Родина)?

В приложениях нарушен порядок слов ради поэтичности и ритма, мелодичности и образности.

Во всех трёх примерах инверсия помогает:

– усилить выразительность и поэтичность речи;

– создать нужный ритм и интонацию;

– подчеркнуть ключевые слова и образы;

– усилить эмоциональное восприятие текста.

2. Проведите лексический разбор выделенных слов.

Борзая

1. Борзый – «быстрый, резвый».

2. Многозначное. Другое значение: прост. наглый, нахальный, самоуверенный.

3. а) В прямом значении.

4. Быстрый, резвый – синонимы. Тихоходный, вялый, медлительный – антонимы.

5. Книжное, устаревшее.

6. Исконно русское.

7. –

Одинокий

1. Одинокий – «находящийся, пребывающий где-либо без других, отдельно от других».

2. Многозначное. Другие значения: перен. не имеющий семьи, родственников, близких; устар. предназначенный для одного человека, одиночный.

3. а) В прямом значении.

4. Отдельный – синоним.

5. Нейтральное, общеупотребительное.

6. Исконно русское.

7. –

*3. Кто больше? Приведите примеры инверсии из художественных текстов.

1. Александр Сергеевич Пушкин

«Мороз и солнце; день чудесный!»

Нормальный порядок:

Чудесный день — мороз и солнце!

> Инверсия подчёркивает неожиданность и красоту дня.

2. Михаил Юрьевич Лермонтов

«Выхожу один я на дорогу…»

Нормальный порядок:

Я выхожу один на дорогу…

> Инверсия создаёт ощущение одиночества и медитативного состояния.

3. Анна Андреевна Ахматова

«Перед весной бывают дни такие…»

Нормальный порядок:

Бывают такие дни перед весной…

> Инверсия делает строку мелодичной и подчёркивает время года.

4. Сергей Александрович Есенин

«Поёт зима — аукает…»

Нормальный порядок:

Зима поёт, аукает…

> Сначала идёт глагол — создаёт музыкальность и динамику.