Упражнение 170 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
170. 1. Выразительно прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Обоснуйте свою точку зрения, называя языковые средства, которые характерны для этого стиля и используются в данном тексте.



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
170. 1. Выразительно прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Обоснуйте свою точку зрения, называя языковые средства, которые характерны для этого стиля и используются в данном тексте. Определите, в чём особенность заголовка. Почему в нём два слова взяты в кавычки?
Звук в «мире безмолвия»
Конечно, вы не раз слышали выражение нем как рыба. Значит ли это, что рыбы немы? Да ничуть не бывало! Наоборот, рыбы страшно разговорчивы! Каких только звуков не услышишь, если опустить в воду специальный прибор — гидрофон! Тут и писк, и свист, и треск, и мычанье, и завыванье, и кудахтанье...
Но почему же мы, стоя на берегу, не слышим рыбьих голосов? А потому, что, подойдя к поверхности воды, звуковые волны полностью от неё отражаются. В воздух переходит лишь одна тысячная доля звуковой энергии.
А ведь звук, в отличие от света и радиоволн, в воде прекрасно распространяется. Почему? Оказывается, вода более чем в 7000 раз плотнее воздуха, следовательно, и скорость звука в ней в 4,5 раза больше — около 1500 метров в секунду. Но здесь есть и ещё один секрет! Чем больше соли в морской воде, чем выше её температура, чем больше глубина, а значит и давление, тем и скорость звука выше.
Неужели и после этого объяснения вы будете считать, что подводный мир безмолвен? Неужели вас не убедили в том, что мир, где царит безмолвие, наполнен разнообразными звуками? (По Г. Черненко)
Текст относится к публицистическому стилю.
Текст сочетает в себе научную информацию (о звуках в воде, работе гидрофона) с выразительными средствами, обращёнными к читателю. Это характерно именно для публицистики, потому что:
– Автор стремится повлиять на мнение читателя, вызвать интерес к теме;
– Используется вопросно-ответная форма;
– Присутствуют эмоционально окрашенные слова и восклицания;
– Есть риторический вопрос в конце;
– Автор использует образность и сравнение.
Слова «мир безмолвия» взяты в кавычки, потому что:
– Это устоявшееся выражение, которое автор иронически переосмысляет;
– Кавычки подчёркивают, что «безмолвие» — лишь кажущееся: на самом деле подводный мир наполнен звуками, просто человек их не слышит без приборов;
– Таким образом, заголовок привлекает внимание и создаёт интригу.
2. Определите, какую роль выполняет каждое вопросительное предложение в тексте: 1) формулирует прямой вопрос; 2) используется для вопросно-ответного изложения материала; 3) является риторическим вопросом.
Значит ли это, что рыбы немы? (2) используется для вопросно-ответного изложения материала)
Но почему же мы, стоя на берегу, не слышим рыбьих голосов? (2) Используется для вопросно-ответного изложения материала)
Почему? (1) формирует прямой вопрос)
Неужели и после этого объяснения вы будете считать, что подводный мир безмолвен? (3) Является риторическим вопросом)
Неужели вас не убедили в том, что мир, где царит безмолвие, наполнен разнообразными звуками? (3) Является риторическим вопросом)
3. Объясните значение и этимологию выделенного слова. Проверьте себя по соответствующим словарикам.
Гидрофон. Прибор для приема звуковых волн, возникающих и распространяющихся в воде. Чувствительный гидрофон.
Гидрофон. Греч. hydor «вода» + греч. phone «звук».
4. Спишите предложение, в котором использованы имена числительные, заменяя цифры словами.
Оказывается, вода более чем в семь тысяч раз плотнее воздуха, следовательно, и скорость звука в ней в четыре целых пять десятых раза больше – около одной тысячи пятьсот метров в секунду.
*5. Попробуйте предложить такой рисунок, который в юмористической форме передавал бы основную мысль текста.
Анализ слова «безмолвен» с разных точек зрения:
1. Фонетический разбор
2. Морфемный разбор:
Безмолвен
3. Словообразовательный разбор:
4. Лексический разбор:
Безмолвен
1. Безмолвен – «лишенный звуков, погруженный в безмолвие, тишину».
2. Многозначное. Другие значения: не говорящий; молчащий, молчаливый; выражаемый, понимаемый, осуществляемый без слов; перен. безропотный, покорный.
3. а) В прямом значении.
б) –
в) –
4. Беззвучный, тихий – синонимы.
5. Нейтральное, общеупотребительное.
6. Исконно русское.
7. –
5. Морфологический разбор:
В предложении является сказуемым.
