Упражнение 276 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
276. 1 Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Выделите грамматические основы. Установите, какие предложения являются односоставными. Определите их вид. Тепло.



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
276. 1 Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Выделите грамматические основы. Установите, какие предложения являются односоставными. Определите их вид.
Тепло. Пахн_т речным туманом. Он успел оторва(тся, ться) от воды и путае(тся, ться) теперь в в_ршинах пр_брежных деревьев в в_рхушках ч_рного елового леса на том берегу.
Пахн_т мятой-травой. Наверно выт_рая руки пучком травы ра_мял стебель мяты. И вот теперь ра_ливае(тся, ться) в (неподвижном воздухе её крепкое бл_гоухание.
Прислушаеш(?)ся — птицы поют, приглядиш(?)ся — сонные капли росы на траве и цветах. Бл_годать. Может быть дрогн_т как в зеркало впая(н, нн)ый попл_вок и морщиня зеркало и ра_резая его увере(н, нн)о пойдёт вкось под широкий глянц_витый лист кувшинки... Красота. И тишина. И зап_хи. И тепло. (В. Солоухин)
Тепло (односост., безличн.). Пахнет (1-е спряж.) речным туманом (односост., безличн.). Он успел оторваться (что сделать?) от воды и путается (что делает?) теперь в вершинах (верх) прибрежных (знач. близости) деревьев, в верхушках (верх) чёрного (чернеть) елового леса на том берегу.
Пахнет (1-е спряж.) мятой-травой (односост., безличн.). Наверно, вытирая руки пучком травы, размял стебель мяты (односост., опред.-личн.). И вот теперь разливается (что делает?) в неподвижном (=спокойном) воздухе её крепкое благоухание (благо).
Прислушаешься (2-е л., ед. ч., наст. вр.) – птицы поют, приглядишься (2-е л., ед. ч., наст. вр.) – сонные капли росы на траве и цветах (односост., обобщ.-личн.). Благодать (благо) (односост., назывн.). Может быть, дрогнет (1-е спряж.) как в зеркале впаянный поплавок (плавать) и, морщиня зеркало и разрезая его уверенно, пойдёт вкось под широкий глянцевитый лист кувшинки... Красота (односост., назывн.). И тишина (односост., назывн.). И запахи (пахнуть) (односост., назывн.). И тепло (односост., безличн.).
2. Выразительно прочитайте текст. Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы красочнее, живописнее нарисовать картину и передать читателю своё настроение? Какова роль односоставных предложений в этом описании?
1. Лексические и изобразительные средства
1. Эпитеты
«Речной туман», «крепкое благоухание», «сонные капли росы», «чёрного елового леса», «широкий глянцевитый лист кувшинки».
Придают описанию поэтическую и живописную выразительность, создают объёмную зрительную и чувственную картину.
2. Образные глаголы и олицетворение
«Туман путается в вершинах деревьев», «поплавок … пойдёт вкось под лист кувшинки».
Такие обороты придают неживым объектам свойства живых существ, оживляют природу, делают описание динамичным.
3. Сравнение
«…дрогнет как в зеркало впаянный поплавок»
Сравнение («как в зеркале») помогает точнее передать внешний облик и движение предмета, усиливая эффект присутствия.
4. Звуко- и запаховая образность (сенсорика)
«Пахнет речным туманом», «пахнет мятой-травой», «благоухание»
Описание запахов, упоминание звуков («птицы поют») вовлекают читателя не только через зрительные, но и через другие каналы восприятия, усиливая реалистичность.
5. Повтор ключевых слов
«Тепло… И тепло…», «Пахнет речным...», «Пахнет мятой-травой».
Многократное повторение создаёт особый ритм, подчёркивает спокойствие, гармонию и плавность происходящего.
2. Роль односоставных предложений
В тексте встречаются разные типы односоставных предложений (безличные, назывные, определённо-личные и обобщённо-личные). Их использование очень выразительно:
1. Назывные (номинативные)
«Благодать.», «Красота.», «Тишина.», «Запахи.»
Однословные назывные предложения оформляют не просто констатацию, а эмоциональное восклицание или впечатление. Они выделяются в тексте как отдельные смысловые и эмоциональные акценты. Благодаря этому каждая деталь (тепло, красота, тишина) воспринимается читателем как самодостаточная «картина» или чувство.
2. Безличные
«Тепло.», «Пахнет речным туманом.», «Пахнет мятой-травой.»
Утверждается просто факт состояния или явления («тепло», «пахнет»), без указания на конкретного действующего лица. Это помогает создать эффект естественности и обобщённости происходящего: природа как бы «живёт сама по себе».
3. Определённо-личные
«Размял стебель мяты.»
Здесь ясно, что действие совершает человек («он» или «кто-то»), хотя подлежащее не названо. При этом внимание остаётся сосредоточенным на самом действии и его результате (запах мяты), что создаёт ощущение незаметного присутствия автора или наблюдателя.
4. Обобщённо-личные
«Прислушаешься – … Приглядишься – …»
Форма 2-го лица («ты») адресуется любому человеку, в том числе и читателю. Это приём вовлечения: автор словно приглашает нас «войти» в пейзаж, почувствовать ароматы, увидеть мельчайшие детали.
Таким образом, односоставные предложения (особенно короткие назывные и безличные) выполняют несколько функций:
• Выступают эмоциональными «штрихами», мгновенными впечатлениями, выделяя ключевые образы (тепло, красота, тишина).
• Передают состояние природы и личные ощущения автора без явного называния действующего лица, что создаёт эффект погружения в общее настроение.
• Побуждают читателя самому «прислушаться» и «приглядеться», делая текст более живым, динамичным и вовлекающим.
3. Проведите морфологический разбор выделенного слова.
