Упражнение 430 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
430. Письмо по памяти. 1. Выразительно прочитайте стихотворение. О чём говорится в нём? Объясните название. Определите, какими выразительными языковыми средствами пользуется поэт.



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
430. Письмо по памяти. 1. Выразительно прочитайте стихотворение. О чём говорится в нём? Объясните название. Определите, какими выразительными языковыми средствами пользуется поэт.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначая грамматические основы и объясняя постановку всех знаков препинания.
Душа хранит
Вода недвижнее ст_кла,
И в глуб не её св_тло.
И только щука, как стрла,
Пронзает водное ст_кло.
О, вид см_ренный и р_дной!
Б_рёзы, избы по буграм
И, отражённый глуб_ной,
Как сон столетий, Божий храм.
О, Русь — в_ликий зв_здочёт(
Как звёзд не свергнуть с выс_ты,
Так век неслышно протчёт,
Не тронув этой кр_соты.
Как будто древний этот вид
Раз навс_гда запеч тлён
В душе, которая хр_нит
Всю кр_соту былых вр_мён...
(Н. Рубцов)
Стихотворение Н. Рубцова «Душа хранит» о Родине.
Стихотворение получило такое название из-за одного из ключевых образов произведения: человеческой души, вбирающей в себя и сохраняющей все ценности мира.
Поэт пользуется такими языковыми средствами:
• гипербола – «вода недвижнее стекла»;
• метафоры – «щука… пронзает водное стекло», «Русь — великий звездочёт», «век неслышно протечёт», «древний этот вид раз навсегда запечатлён в душе», «красота былых времён»;
• эпитеты – «вид смиренный и родной», «сон столетний», «былые времена»;
• сравнения – «щука, как стрела», «как сон столетний, Божий храм»;
• риторические восклицания – «О, вид смиренный и родной!»;«О, Русь – великий звездочёт!».
Душа хранит
Вода недвижнее стекла,
И в глубине её светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.
О, вид, смиренный и родной!
Берёзы, избы по буграм
И, отражённый глубиной,
Как сон столетий, Божий храм.
О, Русь – великий звездочёт!
Как звёзд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечёт,
Не тронув этой красоты,
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлён
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времён… (Н. Рубцов)
2. Проведите морфологический разбор выделенных слов.
Недвижнее
I. Прил., общ. грам. значение – признак предмета.
II. 1. Недвижный.
2. Постоянный признак: качеств.
3. Непостоянные признаки: употр. в. форме:
а) прост. сравнит. ст.;
б) -
в) -
г) -
д) -
III. Часть сост. имен. сказ. (недвижнее).
Отражённый
I. Прич., обознач. признак предмета по действию.
II. 1. Отражённый.
2. От гл. отразить; суф. прич. -ённ(ый).
3. Постоянные признаки:
а) страд.;
б) прош. вр.;
в) сов. в.;
г) невозвр.;
д) переход.
3. Непостоянные признаки: употр. в. форме:
а) полн.;
б) ед. ч.;
в) м. р.;
в) им. п.
III. Согласованное определение (входит в состав прич. об.).
Навсегда
I. Нареч., общ. грам. значение – признак другого признака.
II. 1. Неизм.
2. Обстоятельствен., времени.
3. -
III. Обстоят. времени.
Всю
I. Местоим., указывает на признак.
II. 1. Весь.
2. Постоянные признаки:
а) определит.;
б) местоим.-прилаг.;
3. Непостоянные признаки: употр. в. форме:
а) ж. р.;
б) ед. ч.;
в) вин. п.
III. Согласованное определение.
*3. В первом предложении найдите слова, которые имеют грамматические омонимы. На примерах докажите свою правоту.
Грамматические омонимы: нет стекла – вода стекла.
4. Проведите синтаксический разбор первого предложения текста.
(1) Вода недвижнее стекла,
И (2) в глубине её светло.
I. 1. Повеств.
2. Невоскл.
3. Сложное предл., так как две грам. основы: вода недвижнее, светло (гл. чл. безличн. предл.).
II. 1. Союзн., сложносоч.
2. 1 ; и 2 .
5. Выучите стихотворение наизусть, напишите текст по памяти, проверьте и оцените свою работу.
Самостоятельная работа.
