Упражнение 216 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

216. Найдите в предложениях окказионализмы (индивидуально-авторские образования). Определите способ их образования. Обозначьте в этих словах морфемы. 1. Книжную выручку ввиду её грошоватости не бери, а оставляй в кассе.



Решение задачи: 216. Найдите в предложениях окказионализмы (индивидуально-авторские образования). Определите способ их образования. Обозначьте в этих словах морфемы. 1. Книжную выручку ввиду её грошоватости не бери, а оставляй в кассе.Решение задачи: 216. Найдите в предложениях окказионализмы (индивидуально-авторские образования). Определите способ их образования. Обозначьте в этих словах морфемы. 1. Книжную выручку ввиду её грошоватости не бери, а оставляй в кассе.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

216. Найдите в предложениях окказионализмы (индивидуально-авторские образования). Определите способ их образования. Обозначьте в этих словах морфемы.

1. Книжную выручку ввиду её грошоватости не бери, а оставляй в кассе. (А. Чехов) 2. В Ялте погода очень хорошая, тёплая; в природе полнейшее благоутробие. (А. Чехов) 3. У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее, здесь же она ни то ни сё, точно хорошие, звучные, но холодные стихи. (А. Чехов)

4. Красный цвет зареет издали. (А. Блок)

5. Нежный друг с голубым туманом

Убаюкан качельюснов.

Сиротливо приникший к ранам

Легкоперстный запах цветов. (А. Блок)

6. О, я хочу безумно жить:

Всё сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить! (А. Блок)

7. Когда в июнь

часов с восьми

жестокий

врежется жасмин

тяжёлой влажью

веток, —

тогда

настало лето. (Н. Асеев)

8. Перья-облака,

закат расканарейте!

Опускайся,

южной ночи гнёт! (В. Маяковский)

9. Вчерашний

день

виня во лжи,

расколоколивали

птицы и солнце:

жив,

жив,

жив,

жив! (В. Маяковский)

Индивидуально-авторские образования (окказионализмы): грошовости, благоутробие; левитанистее; зареет; легкоперстный; вочеловечить; влажью; расканарейте; расколоколивали.

Способы их образования:

1. Грошовости — суффиксальный способ: от прилагательного «грошовый» с добавлением суффикса «ОСТ», образующего абстрактное существительное.

2. Благоутробие — сложение: сочетание корней «благ-» и «утроб», образующее новое существительное с переносным значением.

3. Левитанистее — суффиксальный способ с добавлением сравнительной степени: от фамилии «Левитан» с суффиксом «-ист» и окончанием «-ее», образующим сравнительную степень прилагательного.

4. Зареет — суффиксальный способ: от существительного «заря» с добавлением суффикса Е.

5. Легкоперстный — сложение: сочетание корней «легк» и «перст» с добавлением суффикса «-н», образующего прилагательное.

6. Вочеловечить — приставочный способ; от слова очеловечить.

7. Влажью — бессуффиксный способ: от прилагательного «влажный», образующего существительное.

8. Расканарейте — приставочно-суффиксальный способ: от существительного «канарейка» с добавлением приставки «рас-» и суффикса «-те», образующего форму повелительного наклонения глагола.

9. Расколоколивали — приставочно-суффиксальный способ: от существительного «колокол» с добавлением приставки «рас-» и суффиксов «-ива-» и «-л», образующих форму прошедшего времени глагола.

Эти окказионализмы демонстрируют творческий подход авторов к языку, использующих различные словообразовательные модели для создания новых слов с уникальными значениями.