Упражнение 322 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
322. Прочитайте афоризмы Э. Кроткого. Какую роль играют в них антонимы? 1. И чёрными делами зарабатывают на белый хлеб. 2. И грязные дела дают чистую прибыль.


Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
322. Прочитайте афоризмы Э. Кроткого. Какую роль играют в них антонимы?
1. И чёрными делами зарабатывают на белый хлеб.
2. И грязные дела дают чистую прибыль. 3. Лёгкое отношение к жизни делает её тяжёлой. 4. Не горюй о потерянном — радуйся найденному. 5. От смешного до печального — один шаг. От печального до смешного — значительно больше. 6. О присутствующих не говорят, об отсутствующих злословят. 7. Она была тяжела на подъём, но легка на падение. 8. Даже о плохих людях надо писать хорошие рассказы. 9. Философы — как тарелки: они либо глубокие, либо мелкие.
Роль антонимов в афоризмах Э. Кроткого
Антонимы в этих афоризмах выполняют несколько важных функций:
1. Создают контраст и подчёркивают смысловые противопоставления.
«И чёрными делами зарабатывают на белый хлеб.»
> Противопоставление «чёрных дел» и «белого хлеба» отражает идею парадокса: нечестные поступки могут привести к материальному благополучию.
2. Формируют игру смыслов, создавая иронию.
«И грязные дела дают чистую прибыль.»
> «Грязные дела» ассоциируются с нечестностью, а «чистая прибыль» – с успехом, создавая иронический эффект.
3. Придают афоризмам философскую глубину.
«Лёгкое отношение к жизни делает её тяжёлой.»
> Антонимы «лёгкое» и «тяжёлой» подчёркивают закономерность жизни: чрезмерная беспечность приводит к проблемам.
4. Отражают парадоксальность жизни.
«Она была тяжела на подъём, но легка на падение.»
> Здесь антонимы «тяжела» и «легка» подчёркивают разницу между усилиями, необходимыми для достижения цели, и лёгкостью потери.
5. Выражают юмор и сатиру.
«Философы — как тарелки: они либо глубокие, либо мелкие.»
> Противопоставление «глубокие» и «мелкие» создаёт метафору, подчеркивающую различие между выдающимися и поверхностными философами.
6. Усиливают выразительность и ритмику текста.
«От смешного до печального — один шаг. От печального до смешного — значительно больше.»
> Повторение антонимов с изменением структуры фразы усиливает её выразительность и делает её запоминающейся.
Вывод:
Антонимы в афоризмах Э. Кроткого не только создают контраст, но и делают фразы более выразительными, меткими, парадоксальными и запоминающимися. Они помогают передать философский смысл, иронию и сатирический оттенок.
