Упражнение 381 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
381. Спишите предложения. Чем связаны простые предложения в составе сложных? 1. Трещит мороз, и пылью серебристой Ложится снег на гладкой мостовой.



Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
381. Спишите предложения. Чем связаны простые предложения в составе сложных?
1. Трещит мороз, и пылью серебристой
Ложится снег на гладкой мостовой. (А. Апухтин)
2. Когда иду я Подмосковьем,
Где пахнет мятою трава,
Природа шепчет мне с любовью
Свои приветные слова. (В. Харитонов)
3. Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь... (Я. Полонский)
4. Дерсу так сжился с природой, что всем своим существом мог предчувствовать перемену погоды. (В. Арсеньев) 5. С сибирскими кедрами соперничают по высоте пихты, которые устремлены в небо, как стрелы. (Г. Успенский)
1. Трещит мороз, и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой.
Тип сложного предложения: сложносочинённое
Средство связи: сочинительный союз «и»
Анализ: В этом сложносочинённом предложении соединяются два равноправных простых предложения:
1. Трещит мороз
2. Ложится снег на гладкой мостовой
Они соединены сочинительным союзом «и», который выражает одновременность событий.
2. Когда иду я Подмосковьем,
Где пахнет мятой трава,
Природа шепчет мне с любовью
Свои приветные слова.
Тип сложного предложения: сложноподчинённое
Средства связи:
• подчинительный союз «когда»
• относительное местоимение «где»
Анализ:
В этом предложении есть три части:
1. Главное предложение: Природа шепчет мне с любовью свои приветные слова.
2. Придаточное времени: Когда иду я Подмосковьем, указывает, при каких обстоятельствах происходит действие главного предложения.
3. Придаточное определительное: где пахнет мятой трава, уточняет слово «Подмосковьем».
Важно отметить, что придаточное времени вводится союзом «когда», а придаточное определительное — союзным словом «где».
3. Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь… (Я. Полонский)
Тип сложного предложения: сложноподчинённое
Средство связи: союзное слово «за что»
Анализ:
1. Главное предложение: Сам не знаю
2. Придаточное изъяснительное: за что я люблю тебя, ночь…
Придаточное предложение поясняет содержание главного и вводится союзным словом «за что».
4. Дерсу так слился с природой, что всем своим существом мог предчувствовать перемену погоды. (В. Арсеньев)
Тип сложного предложения: сложноподчинённое
Средство связи: союз «что»
Анализ:
1. Главное предложение: Дерсу так слился с природой
2. Придаточное следствия: что всем своим существом мог предчувствовать перемену погоды.
Союз «что» указывает на следствие того, что выражено в главной части.
5. С сибирскими кедрами соперничают по высоте пихты, которые устремлены в небо, как стрелы. (Г. Успенский)
Тип сложного предложения: сложноподчинённое
Средства связи:
• союзное слово «которые»
• сравнительный союз «как»
Анализ:
1. Главное предложение: С сибирскими кедрами соперничают по высоте пихты.
2. Придаточное определительное: которые устремлены в небо, поясняет слово «пихты».
3. Сравнительный оборот: как стрелы, создаёт образное сравнение.
Вывод:
1. В тексте встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
2. Простые предложения в составе сложных соединяются при помощи:
• Сочинительных союзов («и»)
• Подчинительных союзов («когда», «что»)
• Союзных слов («где», «за что», «которые»)
• Сравнительных союзов («как»)
3. Связь частей сложных предложений позволяет уточнять, пояснять, описывать последовательность событий и выражать логические отношения (причина, следствие, условие, сравнение).
