Упражнение 393 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

393. Сравните две трактовки словосочетаний, которые есть в школьных учебниках. 1. «Словосочетание — это соединение двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.



Решение задачи: 393. Сравните две трактовки словосочетаний, которые есть в школьных учебниках. 1. «Словосочетание — это соединение двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.Решение задачи: 393. Сравните две трактовки словосочетаний, которые есть в школьных учебниках. 1. «Словосочетание — это соединение двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

393. Сравните две трактовки словосочетаний, которые есть в школьных учебниках.

1. «Словосочетание — это соединение двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные». (Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5—9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.)

II. 1. «Словосочетание состоит из главного и зависимого слов... Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но только более конкретно, точно, так как зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного». (Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.)

2. «Словосочетание — синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных (самостоятельных) слов на основе подчинительной связи. Эта связь осуществляется грамматически и по смыслу или только по смыслу». (Разумовская М. М., Львова С. И., Капи-нос В. И., Львов В. В. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.)

В соответствии с этими трактовками из предложения В зимние сумерки около нашей деревни бродят и воют голодные и злые волки выделяются словосочетания:

I

1) Голодные и злые волки.

2) Голодные и злые.

3) Бродят и воют.

4) Бродят и воют в сумерки.

5) (В) зимние сумерки.

6) Около деревни бродят и воют.

7) (Около) нашей деревни.

II

1) Голодные и злые волки.

2) Бродят и воют в сумерки.

3) (В) зимние сумерки.

4) Около деревни бродят и воют.

5) (Около) нашей деревни.

Первая трактовка определяет словосочетание как соединение двух и более самостоятельных слов, связанных грамматически и по смыслу. В ней различают подчинительные и сочинительные словосочетания.

Согласно этому подходу, из предложенного предложения выделяются 7 словосочетаний:

1. Голодные и злые волки (сочинительное)

2. Голодные и злые (сочинительное)

3. Бродят и воют (сочинительное)

4. Бродят и воют в сумерки (подчинительное)

5. В зимние сумерки (подчинительное)

6. Около деревни бродят и воют (подчинительное)

7. (Около) нашей деревни (подчинительное)

Вторая трактовка рассматривает словосочетание только как подчинительную конструкцию, не относя к словосочетаниям сочинительные сочетания.

По этому подходу выделяются 5 словосочетаний:

1. Голодные волки

2. Бродят в сумерки

3. В зимние сумерки

4. Около деревни бродят и воют

5. (Около) нашей деревни

Сочинительные конструкции (Голодные и злые волки, Голодные и злые, Бродят и воют) здесь не считаются словосочетаниями.

Первая трактовка более полно раскрывает строение предложений, поскольку включает в анализ как подчинительные, так и сочинительные связи. Это помогает глубже понять структуру текста и взаимосвязи между его элементами. Вторая трактовка, ограничиваясь только подчинительными словосочетаниями, сужает анализ синтаксических связей.

Сколько видов словосочетаний выделяется при первой трактовке; при второй? При какой трактовке словосочетаний, по вашему мнению, полнее раскрывается строение предложений?

Какая трактовка словосочетаний более основательно готовит к изучению связей слов в предложении?

Первая трактовка словосочетаний более основательно готовит к изучению связей слов в предложении, так как включает в себя как подчинительные, так и сочинительные словосочетания. Это позволяет увидеть все возможные связи между словами в предложении, что важно для полного понимания его структуры.

Вторая трактовка ограничивается только подчинительными словосочетаниями, что сужает представление о синтаксических связях. Поэтому первая трактовка более глубоко раскрывает строение речи и способствует лучшему изучению синтаксиса.