Упражнение 548 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

548. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Я. Брюсова. Объясните постановку знаков препинания. Какие знаки являются авторскими (см. § 56)? Какова их функция?



Решение задачи: 548. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Я. Брюсова. Объясните постановку знаков препинания. Какие знаки являются авторскими (см. § 56)? Какова их функция?Решение задачи: 548. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Я. Брюсова. Объясните постановку знаков препинания. Какие знаки являются авторскими (см. § 56)? Какова их функция?Решение задачи: 548. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Я. Брюсова. Объясните постановку знаков препинания. Какие знаки являются авторскими (см. § 56)? Какова их функция?Решение задачи: 548. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Я. Брюсова. Объясните постановку знаков препинания. Какие знаки являются авторскими (см. § 56)? Какова их функция?

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

548. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Я. Брюсова. Объясните постановку знаков препинания. Какие знаки являются авторскими (см. § 56)? Какова их функция?

1. Я — междумирок. Равен первым,

Я на собраньи знати — пэр,

И каждым вздохом, каждым нервом

Я вторю высшим духам сфер.

...

Мне Гёте — близкий, друг — Вергилий,

Верхарну я дарю любовь...

Но ввысь всходил не без усилий —

Тот, в жилах чьих мужичья кровь.

2. Всё прошлое — мне только снилось,

Разгадка жизни впереди!

Душа искать не утомилась,

И сердце — дрожью жить в груди.

Пусть всё свершится, — чтоб ни сбылось! —

Грядущий миг, — скорей приди!

3. Где вы — гроза, губящая стихия,

Я — голос ваш, я вашим хмелем пьян,

Зову крушить устои вековые,

Творить простор для будущих селян.

Где вы — как Рок, не знающий пощады,

Я — ваш трубач, ваш знаменосец я,

Зову на приступ, с боя брать преграды,

К святой земле, к свободе бытия!

В этих отрывках из стихотворений Брюсова используются авторские знаки препинания, которые играют важную роль в передаче смысла, интонации и ритма текста.

1. Использование тире

o В строках «Я — межмирок», «Я на собрании знати — пэр», «Мне Гёте — близкий, друг — Вергилий» тире выполняет различные функции:

- В первом случае («Я — межмирок») тире отделяет подлежащее от сказуемого, подчёркивая идентичность.

- Во втором случае («Я на собрании знати — пэр») оно создаёт паузу, усиливающую смысловое противопоставление.

- В третьем примере («Мне Гёте — близкий») тире выделяет поясняющий элемент.

2. Авторские знаки препинания в эмоциональной лирике

o В строках «Пусть всё свершится, — что бы ни сбылось! — Грядущий миг, — скорей приди!» тире передаёт пафос, восклицание, порыв.

o В «И сердце — дрожью жить в груди» тире создаёт интонационную паузу, усиливая драматизм.

3. Запятые и двоеточие в риторических конструкциях

o В строке «Где вы — гроза, губительная стихия» тире обозначает паузу между подлежащим и определением, усиливая риторичность.

o В строке «Где вы — как Рок, не знающий пощады» тире подчёркивает сравнение.

o В строке «Я — ваш голос, я пьян вашим хмелем» тире передаёт патетический настрой, усиливает экспрессивность.

Функции авторских знаков препинания

1. Выразительность и эмоциональность — тире и запятые помогают создать драматическую напряжённость и усилить экспрессию.

2. Интонация и ритм — авторские знаки препинания управляют паузами, что придаёт тексту ритмичность.

3. Логическое членение текста — использование тире помогает разграничить части сложных предложений и выделить ключевые слова.

Таким образом, Брюсов сознательно использует авторские знаки препинания, чтобы передать интонацию, усилить эмоциональность текста и подчеркнуть смысловые акценты.

Обоснуйте использование выразительных синтаксических средств и постановку авторских знаков препинания.

В художественных текстах авторские знаки препинания и выразительные синтаксические средства играют важную роль в передаче смысла, интонации и эмоциональной окраски.

1. Авторские знаки препинания

o Тире используется для создания интонационных пауз, противопоставления или усиления ритма текста. Например: «Я — ваш голос, я пьян вашим хмелем» — тире выделяет важный образ и подчёркивает идентичность.

o Многоточие передаёт недосказанность, раздумье, эмоциональную паузу, например: «И пусть… Пусть всё свершится!»

o Двоеточие используется для пояснения и смыслового раскрытия сказанного: «Вот что он сказал: истина в свободе!»

2. Выразительные синтаксические средства

o Риторические вопросы усиливают экспрессию, побуждают читателя задуматься: «Что может быть выше судьбы?»

o Парцелляция (разделение одного предложения на несколько коротких частей) усиливает эмоциональность: «Он ушёл. Навсегда. Безвозвратно.»

o Однородные члены с повторяющимися союзами («полисиндетон») создают ритмическую нагрузку: «И радость, и грусть, и боль – всё смешалось.»

Таким образом, выразительные синтаксические средства и авторские знаки препинания помогают автору управлять интонацией, ритмом и расставлять смысловые акценты в тексте.

Прокомментируйте правила о традиционных написаниях слов.

В поэзии Валерия Брюсова наблюдается стремление к расширению поэтической лексики за счёт использования архаизмов, иноязычных слов и исторических реминисценций. Это позволяет ему воссоздавать атмосферу далёкого прошлого, придавая стихам особую стилистическую окраску.

Примеры традиционных написаний в стихотворениях Брюсова:

• Архаизмы:

o «чело» (лоб)

o «ладони» (руки)

o «перси» (грудь)

o «лик» (лицо)

Использование таких слов подчёркивает высокий стиль и придаёт тексту торжественность.

• Иноязычные заимствования:

o «пэр» (англ. peer — титул знати);

o «сфинкс» (др.-греч. мифологическое существо) .

Включение подобных терминов расширяет культурные ассоциации и обогащает поэтический язык.

Таким образом, Брюсов, используя традиционные написания и архаизмы, создаёт в своих стихотворениях особую атмосферу, позволяя читателю погрузиться в исторический контекст и ощутить глубину культурных пластов.