Упражнение 548 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
548. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Я. Брюсова. Объясните постановку знаков препинания. Какие знаки являются авторскими (см. § 56)? Какова их функция?




Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
548. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Я. Брюсова. Объясните постановку знаков препинания. Какие знаки являются авторскими (см. § 56)? Какова их функция?
1. Я — междумирок. Равен первым,
Я на собраньи знати — пэр,
И каждым вздохом, каждым нервом
Я вторю высшим духам сфер.
...
Мне Гёте — близкий, друг — Вергилий,
Верхарну я дарю любовь...
Но ввысь всходил не без усилий —
Тот, в жилах чьих мужичья кровь.
2. Всё прошлое — мне только снилось,
Разгадка жизни впереди!
Душа искать не утомилась,
И сердце — дрожью жить в груди.
Пусть всё свершится, — чтоб ни сбылось! —
Грядущий миг, — скорей приди!
3. Где вы — гроза, губящая стихия,
Я — голос ваш, я вашим хмелем пьян,
Зову крушить устои вековые,
Творить простор для будущих селян.
Где вы — как Рок, не знающий пощады,
Я — ваш трубач, ваш знаменосец я,
Зову на приступ, с боя брать преграды,
К святой земле, к свободе бытия!
В этих отрывках из стихотворений Брюсова используются авторские знаки препинания, которые играют важную роль в передаче смысла, интонации и ритма текста.
1. Использование тире
o В строках «Я — межмирок», «Я на собрании знати — пэр», «Мне Гёте — близкий, друг — Вергилий» тире выполняет различные функции:
- В первом случае («Я — межмирок») тире отделяет подлежащее от сказуемого, подчёркивая идентичность.
- Во втором случае («Я на собрании знати — пэр») оно создаёт паузу, усиливающую смысловое противопоставление.
- В третьем примере («Мне Гёте — близкий») тире выделяет поясняющий элемент.
2. Авторские знаки препинания в эмоциональной лирике
o В строках «Пусть всё свершится, — что бы ни сбылось! — Грядущий миг, — скорей приди!» тире передаёт пафос, восклицание, порыв.
o В «И сердце — дрожью жить в груди» тире создаёт интонационную паузу, усиливая драматизм.
3. Запятые и двоеточие в риторических конструкциях
o В строке «Где вы — гроза, губительная стихия» тире обозначает паузу между подлежащим и определением, усиливая риторичность.
o В строке «Где вы — как Рок, не знающий пощады» тире подчёркивает сравнение.
o В строке «Я — ваш голос, я пьян вашим хмелем» тире передаёт патетический настрой, усиливает экспрессивность.
Функции авторских знаков препинания
1. Выразительность и эмоциональность — тире и запятые помогают создать драматическую напряжённость и усилить экспрессию.
2. Интонация и ритм — авторские знаки препинания управляют паузами, что придаёт тексту ритмичность.
3. Логическое членение текста — использование тире помогает разграничить части сложных предложений и выделить ключевые слова.
Таким образом, Брюсов сознательно использует авторские знаки препинания, чтобы передать интонацию, усилить эмоциональность текста и подчеркнуть смысловые акценты.
Обоснуйте использование выразительных синтаксических средств и постановку авторских знаков препинания.
В художественных текстах авторские знаки препинания и выразительные синтаксические средства играют важную роль в передаче смысла, интонации и эмоциональной окраски.
1. Авторские знаки препинания
o Тире используется для создания интонационных пауз, противопоставления или усиления ритма текста. Например: «Я — ваш голос, я пьян вашим хмелем» — тире выделяет важный образ и подчёркивает идентичность.
o Многоточие передаёт недосказанность, раздумье, эмоциональную паузу, например: «И пусть… Пусть всё свершится!»
o Двоеточие используется для пояснения и смыслового раскрытия сказанного: «Вот что он сказал: истина в свободе!»
2. Выразительные синтаксические средства
o Риторические вопросы усиливают экспрессию, побуждают читателя задуматься: «Что может быть выше судьбы?»
o Парцелляция (разделение одного предложения на несколько коротких частей) усиливает эмоциональность: «Он ушёл. Навсегда. Безвозвратно.»
o Однородные члены с повторяющимися союзами («полисиндетон») создают ритмическую нагрузку: «И радость, и грусть, и боль – всё смешалось.»
Таким образом, выразительные синтаксические средства и авторские знаки препинания помогают автору управлять интонацией, ритмом и расставлять смысловые акценты в тексте.
Прокомментируйте правила о традиционных написаниях слов.
В поэзии Валерия Брюсова наблюдается стремление к расширению поэтической лексики за счёт использования архаизмов, иноязычных слов и исторических реминисценций. Это позволяет ему воссоздавать атмосферу далёкого прошлого, придавая стихам особую стилистическую окраску.
Примеры традиционных написаний в стихотворениях Брюсова:
• Архаизмы:
o «чело» (лоб)
o «ладони» (руки)
o «перси» (грудь)
o «лик» (лицо)
Использование таких слов подчёркивает высокий стиль и придаёт тексту торжественность.
• Иноязычные заимствования:
o «пэр» (англ. peer — титул знати);
o «сфинкс» (др.-греч. мифологическое существо) .
Включение подобных терминов расширяет культурные ассоциации и обогащает поэтический язык.
Таким образом, Брюсов, используя традиционные написания и архаизмы, создаёт в своих стихотворениях особую атмосферу, позволяя читателю погрузиться в исторический контекст и ощутить глубину культурных пластов.
