Параграфы 39-40 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

§ 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.



Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.Решение задачи: § 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны? Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества.

Ниже вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:

§ 39–40. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки

Какие уроки можно извлечь из Великой Отечественной и Второй мировой войны?

Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества. Советский Союз смог выстоять и победить благодаря тому, что все слои общества сплотились перед лицом агрессии. Это показывает важность общей цели, патриотизма, самоотверженности и готовности к самопожертвованию.

Внезапное нападение Германии на СССР подчеркнуло необходимость постоянной боеготовности и модернизации вооружённых сил. Это урок о том, что слабая оборона делает страну уязвимой перед агрессией, и важна как качественная подготовка армии, так и наличие современного вооружения.

Война привела к гибели миллионов людей и нанесла огромный ущерб народам и странам. Этот урок напоминает о том, какой высокой ценой оплачивается каждый конфликт, и о важности сохранения мира. Стремление к дипломатическому решению конфликтов и предотвращению войн должно быть главным приоритетом любой международной политики.

Великая Отечественная война показала, что дух сопротивления и воля к победе могут быть важнее численного превосходства или ресурсов. Мужество, стойкость и вера в правое дело помогли советскому народу выдержать тяжелейшие испытания. Этот урок применим не только к военным действиям, но и к любым ситуациям, где требуется терпение и целеустремлённость.

Сравните решения Потсдамской конференции с договорённостями на Ялтинской конференции. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?

Как и в Ялте, в Потсдаме обсуждался вопрос о будущем Польши. Сталин настоял на прибытии в Потсдам представителей Временного польского правительства. Было подтверждено установление западной границы возрождённой Польши по рекам Одеру и Нейсе за счёт германских земель. Было подтверждено согласие США и Великобритании на передачу СССР части Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом (Калининград).

26 июля 1945 г. от имени США, Великобритании и Китая была опубликована Потсдамская декларация - фактический ультиматум правительству Японии с требованием капитуляции. Сталин подтвердил данное Рузвельту в Ялте обещание начать боевые действия против Японии в середине августа.

Таким образом, можно сказать, что Потсдамская конференция была продолжением Ялтинской.

Покажите на карте направления действий Красной Армии в войне с Японией и территории, отошедшие к СССР от Японии по итогам Второй мировой войны: Южный Сахалин и Курильские острова;

города, подвергшиеся американской атомной бомбардировке.

Почему Советский союз вступил в войну с Японией? Приведите не менее трех объяснений.

Японская Квантунская армия вынуждала держать на Дальнем Востоке значительные силы Красной Армии в самый тяжёлый для Советского Союза период Великой Отечественной войны.

Будучи главной союзницей нацистской Германии, Япония неоднократно устраивала провокации, задерживала и топила в открытом море советские суда. Японское командование разрабатывало план боевых действий против Красной Армии под кодовым названием «Кантокуэн» («Особые манёвры»). СССР не мог достаться безучастным к угрозе у своих дальневосточных границ. Выполняя решения Ялтинской конференции, с весны 1945 г. советское командование начало переброску войск на Дальний Восток.

Опишите ход боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 г.

В связи с успехом в Маньчжурии 2-й Дальневосточный фронт частью сил перешёл в наступление на Сахалине. Советские бойцы штурмом брали многочисленные железобетонные укрепления противника. К полудню 25 августа японцы на Южном Сахалине прекратили сопротивление и капитулировали.

На завершающем этапе войны была проведена Курильская десантная операция. С 18 августа по 4 сентября все острова были очищены от противника.

Действия советских войск в Маньчжурской операции отличались масштабностью и дерзостью. Миллионная Квантунская группировка японских армий была полностью разгромлена за две недели.

Как вы думаете, почему Акт о капитуляции Японии был подписан на американском военном корабле?

США играли ключевую роль в войне против Японии в Тихоокеанском регионе. Американские военные внесли решающий вклад в победу над Японией, особенно после победы в крупных сражениях, таких как битва за Мидуэй и операции по освобождению островов. Подписание капитуляции на американском корабле символизировало главенство США в этом театре военных действий.

Сформулируйте причины создания ООН.

• Необходимость создания коллективной безопасности

• Необходимость предотвращения войн

• Необходимость ответа на преступления Второй Мировой

• Необходимость послевоенного восстановления

Какие решения вынес Нюрнбергский трибунал? Докажите, что они актуальны и для сегодняшнего дня.

30 сентября – 1 октября 1946 г. был оглашён приговор. К смертной казни приговаривались 10 бывших руководителей Третьего рейха, в том числе министр иностранных дел И. фон Риббентроп, начальник Верховного командования вермахта В. Кейтель и его начальник штаба А. Йодль, министр оккупированных восточных областей А. Розенберг. Бывший главнокомандующий германскими ВВС Г. Геринг покончил с собой в тюрьме, приняв яд. Глава войск СС и министр внутренних дел Г. Гиммлер в мае 1945 г. пытался скрыться, но был задержан бывшими советскими военнопленными В. Губаревым и И. Сидоровым. Арестованный англичанами, он покончил жизнь самоубийством.

Кроме главных нацистских преступников многие тысячи палачей помельче предстали перед судом в СССР, Франции, Израиле и ряде других стран. Тем не менее многие сумели скрыться и избежать наказания. Их поиск продолжался в течение долгих десятилетий.

Чем Хабаровский процесс отличался от Токийского военного трибунала?

Хабаровский процесс не был международным, однако по своему политическому и правовому значению он стоит в одном ряду с Нюрнбергским и Токийским международными военными трибуналами.

1. В чём состоит значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне?

Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, на фронтах которой решалась судьба Европы и всего человечества, стала главной, решающей частью Второй мировой войны. Основная тяжесть борьбы с европейским фашизмом легла на плечи Советского Союза и его Вооружённых Сил.

2. Докажите с помощью исторических фактов, что решающий вклад в победу союзников во Второй мировой войне внёс именно Советский Союз.

Масштабы театра военных действий, где пришлось действовать Красной Армии, превышали общие размеры североафриканского, итальянского и западного, где воевали англо-американские войска, в 4 раза.

Территория СССР, охваченная боевыми действиями, составила около 3 млн км2, что больше совокупной площади большинства стран Западной Европы. Агрессоры находились на территории нашего государства более трёх лет.

Против Красной Армии действовали главные силы фашистского блока: от 190 до 270 дивизий одновременно. Войскам же западных союзников противостояли в Северной Африке от 9 до 26 дивизий, в Западной Европе – от 56 до 76 дивизий одновременно.

Всего Красная Армия за весь период войны разгромила или уничтожила 607 вражеских дивизий - главные силы агрессоров.

На советско-германском фронте была уничтожена и основная часть военной техники врага: до 75% танков и штурмовых орудий, более 75% авиации, 74% артиллерийских орудий.

Какие чувства у вас вызывает мемориал, изображённый на фотографии?

Мемориалы, такие как скульптура "Родина-мать" на Пискарёвском кладбище, вызывают глубокие чувства скорби, памяти и благодарности. Этот мемориал символизирует боль и жертвы, принесённые в годы войны, а также силу духа людей, которые боролись и погибли за свободу своей страны.

Почему для людей важно создание таких мест памяти?

Это позволяет сохранить историческую память о трагических событиях и героических подвигах. Такие мемориалы напоминают о том, какую цену пришлось заплатить за мир и свободу, а также помогают передать эту память будущим поколениям.

Дайте оценку масштабов демографических потерь СССР за годы войны.

Общее число прямых людских потерь народов Советского Союза оценивается в 26,6 млн человек. Из них только 8,6 млн человек – это военнослужащие Красной Армии и флота, те, кто пал в сражениях с оружием в руках на фронте или погиб в лагерях военнопленных.

На оккупированной территории было преднамеренно истреблено более 7,4 млн человек.

Следствием политики экономического ограбления на подвластной оккупационной администрации территории стали хронический голод, болезни и лишения. Это привело к преждевременной смерти не менее 4,1 млн человек.

Всего жертвами гитлеровской политики геноцида в отношении народов Советского Союза стали, по разным оценкам, от 13,7 до 18 млн советских людей.

1. Какие задачи встали перед государством и обществом после освобождения оккупированных территорий?

• Восстановление экономики

• Восстановление промышленности

• Восстановление сельского хозяйства

• Строительство железных дорог

2. Объясните, в чём заключались трудности восстановления народного хозяйства на освобождённых территориях.

Огромные потери понесло сельское хозяйство. Было истреблено 7 млн лошадей (из имевшихся до войны в колхозах и совхозах 11,6 млн), большая часть коров, свиней, овец и коз.

Была разрушена примерно половина железных дорог (65 тыс. км из 122 тыс.), а также мостов. Уничтожено или повреждено около 16 тыс. паровозов, больше 400 тыс. вагонов. Были уничтожены или похищены все провода телеграфно-телефонных линий связи (больше 2 млн км).

Варварскому уничтожению с использованием взрывов и поджогов подвергся жилой фонд. Из 2,5 млн жилых домов в городах СССР, которые удалось захватить оккупантам, было полностью разрушено и сожжено 1 млн 209 тыс.

Размер общего ущерба по довоенным государственным ценам был определён в 679 млрд руб.

1. Какое событие изображено на фотографиях, приведённых в начале параграфа?

На фотографиях, приведённых в начале параграфа, изображён Парад Победы, который состоялся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Это событие стало торжественным финалом Великой Отечественной войны, символизируя окончание войны и полную победу над фашистской Германией.

В чём символическое значение запечатлённых на снимке моментов?

Парад символизировал победу Советского Союза над нацистской Германией, демонстрируя мощь Красной Армии и единство советского народа.

Парад олицетворял стойкость и героизм советского народа, который выстоял в тяжелейших условиях войны.

Что символизирует Знамя Победы для современного поколения россиян?

• Оно напоминает о героизме и самоотверженности тех, кто сражался за освобождение Родины

• Знамя Победы олицетворяет завоеванный мир, свободу от фашизма и сохранение суверенитета страны

• Оно стало одним из важнейших символов национальной идентичности и патриотизма в России

2. Какой вклад внёс Советский Союз в разгром Японии? Сформулируйте три положения.

• В августе 1945 года Красная Армия провела успешную Маньчжурскую операцию, разгромив Квантунскую армию, которая считалась одной из сильнейших японских группировок

• Советский Союз освободил территорию Кореи и северо-восточного Китая от японской оккупации, что помогло восстановить мир и стабильность в регионе

• Вступление СССР в войну против Японии оказало решающее влияние на капитуляцию Японии, так как открыло новый фронт и усилило давление на имперскую Японию

3. Сформулируйте итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войны (не менее пяти).

• Победа над нацистской Германией и освобождение оккупированных территорий Европы

• Миллионы человеческих потерь, разрушения и гуманитарные катастрофы

• Создание Организации Объединённых Наций для поддержания мира и предотвращения новых конфликтов

• Начало раскола мира на два противоборствующих лагеря — США и СССР, что привело к Холодной войне

• Экономическое и политическое ослабление стран оси, включая капитуляцию Японии и Германию

4. Используя дополнительные источники информации, сравните потери стран-участниц Второй мировой войны. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?

Потери Советского Союза были самыми значительными — около 27 миллионов человек. Германия потеряла около 7 миллионов человек. США, Великобритания и Франция имели значительно меньшие потери. Эти данные показывают, что Советский Союз понёс основную тяжесть войны, что объясняет роль СССР как главной силы в победе над нацизмом.

5. Определите основные источники Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Свои суждения аргументируйте.

• Массовое участие солдат и граждан в сражениях и тыловой работе

• Организация военной промышленности, эвакуация заводов на восток, которая обеспечила непрерывное снабжение фронта оружием и техникой

• Решительные действия военных командиров и стратегические наступательные операции, такие как Сталинградская и Курская битвы

• Ленд-лиз и дипломатическая помощь от стран антигитлеровской коалиции

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Значение Победы СССР в Великой Отечественной войне». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Военно-политическое значение Победы

o Освобождение Европы от нацизма

o Роль СССР в создании послевоенного миропорядка

2. Экономические и социальные последствия Победы

o Восстановление разрушенных территорий

o Влияние войны на развитие индустрии и технологий

3. Моральное и культурное значение Победы

o Память о героях войны

o Влияние Победы на патриотизм и национальное самосознание

7. Почему ряд городов России имеют звание города-героя? Выясните, имеет ли почётное звание населённый пункт, в котором вы проживаете.

Города России, такие как Москва, Ленинград, Сталинград и другие, получили звание города-героя за героизм и стойкость, проявленные во время обороны в Великой Отечественной войне. Эти города сыграли ключевую роль в сражениях, которые изменили ход войны.

8. Почему необходимо сохранять память о войне? Обсудите в классе, какими способами это можно делать.

Сохранение памяти о войне помогает избежать повторения трагедий, учит ценить мир и свободу, а также отдавать дань уважения героическим поступкам прошлых поколений. Способы: музеи, мемориалы, памятные даты, образовательные программы, документальные фильмы и книги.

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) советско-японская война – 9 августа – 2 сентября 1945 г

2) принятие Устава ООН – 25 апреля – 26 июня 1945 г

3) Хабаровский процесс – 1949 г

4) Потсдамская конференция – 17 июля – 2 августа 1945 г

5) Нюрнбергский трибунал – 20 ноября 1945 г – 1 октября 1946 г

Ответ: 2, 4, 1, 5, 3

Раскройте смысл понятия «Организация Объединённых Наций».

Организация Объединённых Наций (ООН) — это международная организация, созданная после Второй мировой войны в 1945 году для поддержания международного мира и безопасности, развития сотрудничества между странами и обеспечения соблюдения международного права и прав человека.

Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Советский Союз был одним из государств-основателей ООН и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности, имеющим право вето.

В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, и СССР, несмотря на идеологические разногласия с западными странами, участвовал в её разработке.

1. Как складывались отношения между СССР и Японией до 8 августа 1945 г.?

До этого момента между СССР и Японией действовал Пакт о нейтралитете, подписанный в 1941 году. Обе стороны избегали прямого военного конфликта несмотря на то, что СССР был вовлечён в войну с Германией и её союзниками, а Япония — в Тихоокеанскую войну против США и Великобритании. Однако после разгрома гитлеровской Германии Япония оставалась единственной крупной державой, продолжавшей вести боевые действия. Союзники стремились как можно быстрее завершить войну в Тихоокеанском регионе, и участие СССР могло значительно ускорить этот процесс.

Как вы думаете, почему союзники настаивали на вступлении СССР в войну c Японией?

Союзники настаивали на вступлении СССР в войну с Японией, поскольку участие Красной Армии могло ускорить победу над Японией и сократить количество жертв среди союзных войск. Советские действия на востоке могли привести к разгрому японских войск в Манчжурии, Корее и на Сахалине, что лишило бы Японию стратегически важных территорий и ускорило её капитуляцию.

2. Какие территории, потерянные после Русско-японской войны 1904-1905 гг., вошли в состав СССР в результате победы над Японией?

• Южный Сахалин

• Курильские острова

Согласны ли вы с приведёнными оценками? Свою позицию аргументируйте.

Я согласна с каждой приведенной точкой зрения.

Утверждение о том, что конференция подвела итоги советско-англо-американского сотрудничества и вынудила Лондон и Вашингтон принять совместные решения с СССР, оправдано. Советский Союз был одной из решающих сил в антигитлеровской коалиции и его вклад в победу над нацистской Германией был признан мировыми державами.

Точка зрения, что наступление советских войск в Маньчжурии стало решающим фактором капитуляции Японии, также имеет обоснование. Хотя бомбардировки Хиросимы и Нагасаки сыграли психологическую роль, японское командование готовилось к обороне страны и массовой мобилизации граждан. Советское вторжение в Маньчжурию разрушило японские надежды на продолжение войны, поскольку они лишились своих позиций в Китае и Корее, что сделало капитуляцию неизбежной.

Победа в Великой Отечественной войне действительно значительно повысила мощь и международный авторитет СССР. После войны Советский Союз стал одной из двух мировых сверхдержав, способных влиять на глобальные процессы.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2- 3 аргументами.

Важнейший урок войны – это сила народного единства и мобилизации общества. Советский Союз смог выстоять и победить благодаря тому, что все слои общества сплотились перед лицом агрессии. Это показывает важность общей цели, патриотизма, самоотверженности и готовности к самопожертвованию.

Внезапное нападение Германии на СССР подчеркнуло необходимость постоянной боеготовности и модернизации вооружённых сил. Это урок о том, что слабая оборона делает страну уязвимой перед агрессией, и важна как качественная подготовка армии, так и наличие современного вооружения.

Война привела к гибели миллионов людей и нанесла огромный ущерб народам и странам. Этот урок напоминает о том, какой высокой ценой оплачивается каждый конфликт, и о важности сохранения мира. Стремление к дипломатическому решению конфликтов и предотвращению войн должно быть главным приоритетом любой международной политики.

Великая Отечественная война показала, что дух сопротивления и воля к победе могут быть важнее численного превосходства или ресурсов. Мужество, стойкость и вера в правое дело помогли советскому народу выдержать тяжелейшие испытания. Этот урок применим не только к военным действиям, но и к любым ситуациям, где требуется терпение и целеустремлённость.