Упражнение 113 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

113. Прочитайте фрагмент повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (см. § 24). Произведите анализ текста. Обратите внимание на средства, создающие связность текста.



Решение задачи: 113. Прочитайте фрагмент повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (см. § 24). Произведите анализ текста. Обратите внимание на средства, создающие связность текста.Решение задачи: 113. Прочитайте фрагмент повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (см. § 24). Произведите анализ текста. Обратите внимание на средства, создающие связность текста.Решение задачи: 113. Прочитайте фрагмент повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (см. § 24). Произведите анализ текста. Обратите внимание на средства, создающие связность текста.Решение задачи: 113. Прочитайте фрагмент повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (см. § 24). Произведите анализ текста. Обратите внимание на средства, создающие связность текста.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

113. Прочитайте фрагмент повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (см. § 24). Произведите анализ текста. Обратите внимание на средства, создающие связность текста.

Подробный анализ фрагмента повести Николая Васильевича Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» по указанному плану:

1. Прочитала текст выразительно, выделяя интонацией отдельные смысловые отрезки и ключевые слова.

2. Данный текст относится к художественному стилю, так как он написан образным языком, содержит яркие художественные образы и авторские средства выразительности, служащие для создания живых и эмоциональных картин.

3. По типу речи текст является описанием. Автор подробно описывает картину майской ночи, природу, детали пейзажа, не упоминая действия или события в их динамике.

4. Жанр данного текста – эпизод художественного произведения. Перед нами фрагмент литературной повести, в котором отражается красота украинской ночи.

5. Текст по типу речи является описанием. Автор подробно рисует картину природы, даёт яркую и образную характеристику ночи, не включая в неё активное развитие сюжета.

6. Автор выбрал название «Майская ночь, или Утопленница» не случайно. В заглавии присутствуют образы, подчёркивающие романтическую загадочность и мистическую атмосферу майской ночи. Заглавие подготавливает читателя к таинственности, поэтичности и сказочности дальнейшего повествования.

7. Смысловые части текста и план:

• Введение в картину майской ночи, общее впечатление от неё.

• Описание неба, звёзд, луны.

• Подробное описание садов, прудов и природы, окружённых ночной тишиной и умиротворением.

• Заключение: эмоциональный итог описания («Очаровательная ночь!»).

6. Части текста связаны последовательным переходом от общего к частному (от общего впечатления к деталям). Лексические средства связи — повторы ключевых слов («ночь», «звёзды», «сады»). Синтаксические средства — последовательные однородные и сложные предложения, которые плавно раскрывают картину ночи.

7. Текст построен на постепенном усилении чувства и на неторопливом созерцании. Автор постепенно вводит читателя в атмосферу ночи, раскрывая её красоту через описания природы и эмоциональные восклицания.

8. Основные образы текста — это ночь, звёзды, пруды, сады, черёмухи, ветер. Они создают романтический, загадочный и волшебный образ майской ночи. Авторский образ выражается в восхищённом, восторженном и эмоциональном отношении к природе, его позиция ясна и выражается эмоциональными и оценочными словами («очаровательная», «чудная», «божественная»).

9. Лексика текста насыщена художественными средствами: В тексте используются эпитеты: «девственные чаши», «чудная ночь», «серебром облита», «прекрасный ветерник». Есть олицетворения: «черёмухи и черешни лепечут листьями, сердясь и негодуя», что делает описание более живым и эмоциональным. В тексте используются повторы слова «ночь», подчёркивающие центральный образ описания. Используются слова возвышенного, романтического стиля: «девственные чаши», «ключевой холод», «очаровательная ночь». Восклицательные и вопросительные предложения («Знаете ли вы украинскую ночь?») подчёркивают эмоциональность описания и вовлекают читателя в диалог.

Основным средством создания связности в данном фрагменте является сочетание глагольных и именных сказуемых. Глагольные сказуемые передают динамику, движение, смену картин, что делает описание живым и ярким. Именные сказуемые помогают автору создать более статичные, но одновременно поэтичные и выразительные образы природы.

Кроме того, автор активно использует вопросительные предложения, обращённые напрямую к читателю, чтобы создать эффект доверительного общения и привлечь внимание читателя, настроить его на восприятие дальнейшего описания. Вопросы побуждают задуматься, эмоционально вовлекая читателя в картину майской ночи.

Также в тексте присутствуют выразительные эпитеты и метафоры, которые усиливают красоту описания и помогают создать поэтическую атмосферу.

Связность текста достигается с помощью употребления слов и конструкций, раскрывающих последовательность картин и переход от общего впечатления к детальным зарисовкам. Это создаёт эффект постепенного раскрытия и углубления описания.

Таким образом, сочетание глагольных и именных сказуемых, эмоционально окрашенные вопросительные предложения, яркие эпитеты и продуманная последовательность образов и деталей помогают создать яркую, живую и выразительную картину, а также обеспечивают единство и связность всего текста.