Параграф 6 ГДЗ Пасечник 8 класс (Биология)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Швецов 8 класс, Просвещение:

$6. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВСПОМНИТЕ

1. Какие свойства живого вам известны?

Мне известны такие свойства живого, как движение, обмен веществ, возбудимость, рост, развитие и размножение.

2. Какие типы регуляции процессов жизнедеятельности у животных вам известны?

У животных выделяют два типа регуляции процессов жизнедеятельности: нервная (рефлекторная) и гуморальная (химическая).

1. Что такое гомеостаз и что лежит в его основе?

Гомеостаз – это поддержание относительного постоянства всех структур организма, состава, структуры и функционирования.

В основе гомеостаза лежит способность к саморегуляции, которая регулируется нервной, иммунной и эндокринной системами. Отклонение какого-то параметра гомеостаза от нормы является главным стимулом его возвращения в норму.

2. В чём выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека?

Согласованная работа организма управляется нервной системой и железами внутренней секреции (гуморально). Они работают как единое целое — нейрогуморальная регуляторная система.

Нервная регуляция осуществляется очень быстро: к органу по нервным клеткам приходят электрические сигналы, называемые нервными импульсами. Вот эти-то нервные импульсы или усиливают работу органа, или тормозят её. Электрические сигналы распространяются по нервам с огромной скоростью (до 100 м/с), но действуют только в тот момент, когда подходят к органу, то есть их эффекты краткосрочны.

Гуморальная регуляция происходит при помощи особых веществ — гормонов, чаще всего выделяемых специальными железами. Эти вещества разносятся кровью по всему организму и способны, взаимодействуя с клетками различных органов, регулировать их работу. Конечно, на выработку этих веществ и их перенос с током крови требуется больше времени, чем на распространение нервных импульсов, поэтому гуморальная регуляция более медленная по сравнению с нервной. Но зато воздействие этих веществ на работу органов и тканей более продолжительно.

3. Что такое рефлекс? Приведите примеры рефлексов у человека.

Рефлекс — это ответная реакция организма на какое-либо воздействие, происходящая при участии нервной системы. Примеры рефлексов у человека:

Безусловные (врождённые):

- выделение желудочного сока при попадании пищи в ротовую полость;

- слезоотделение при попадании инородных частиц на поверхность глаза;

- расширение сосудов при повышенной температуре в окружающей среде;

- сужение зрачка при попадании большого количества света в глаз.

Условные (приобретённые):

- входя в комнату, мы автоматически нажимаем на выключатель, даже не смотря на него;

- активное слюноотделение при виде вкусной пищи.

-

1. На основании анализа материала параграфа и результатов самонаблюдений сделайте вывод о различии между нервной и гуморальной регуляцией.

Различия между нервной и гуморальной регуляцией:

1) Нервная регуляция, в отличие от гуморальной, целенаправленна. По нервным волокнам сигнал поступает в строго определенное место – мышца, нервный центр, железа. Гуморальный сигнал же распространяется по всему организму с током крови.

2) Гуморальная регуляция более медленная по сравнению с нервной. Скорость нервного сигнала до 100 м/с, а на выработку гормонов и их перенос с током крови требуется больше времени, чем на распространение нервных импульсов.

3) Эффект нервной регуляции краткосрочен, а вот воздействие гормонов на работу органов и тканей более продолжительно.

2. Подготовьте сообщение о рефлексах человека.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность высших центров центральной нервной системы, обеспечивающая максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.

Основу ВНД составляют сложные электрохимические процессы, которые происходят в нейронах коры больших полушарий. Мозг осуществляет связь нашего организма с внешней средой и обеспечивает постоянство внутренней среды в самом организме.

Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» обосновал универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он пришёл к выводу, что любое действие человека начинается с возникновение возбуждения в органах чувств, затем находит продолжение в нервных явлениях, происходящих в мозге, и в результате приводит к определённым поведенческим реакциям.

Таким образом, можно сказать, что рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

И.М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:

- первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

- второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.).

- третье, конечное звено — движения и действия человека, т.е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Продолжателем идей И.М. Сеченова стал И.П. Павлов. Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т.е. являются групповыми. У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга). Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.

Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.

У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга. Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.

ПОДУМАЙТЕ!

Почему виды регуляции нельзя противопоставлять друг другу?

Виды регуляции нельзя противопоставлять друг другу, потому что нервная и гуморальная регуляции тесно связаны друг с другом и работают как единое целое — нейрогуморальная регуляторная система.