Урок 119 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:

Выпиши словосочетания с управлением и согласованием.

ваза с фруктами, чтение вслух, второе место, очень грустный, ловить рыбу, пойти гулять, заниматься спортом, повернуть налево, в красивом парке

Прочитай оставшиеся словосочетания. Будет ли в них меняться форма зависимого слова при изменении формы главного? Подумай: может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях?

В словосочетаниях чтение вслух, очень грустный, пойти гулять, повернуть налево

главное и зависимое слова связаны только по смыслу. Такая связь слов в словосочетании называется примыканием. Зависимым словом в словосочетании с таким типом связи является неизменяемое слово (наречие, начальная форма глагола).

Как найти словосочетание с примыканием

1. Найди в словосочетании зависимое слово.

2. Определи, какой частью речи оно является.

3. Если зависимое слово является неизменяемым, то это словосочетание с типом связи «примыкание».

Словосочетания с управлением: ваза с фруктами; ловить рыбу; заниматься спортом.

Словосочетания с согласованием: второе место; в красивом парке.

Не вошли ни в одну группу: чтение вслух; очень грустный; пойти гулять; повернуть налево

В данных словосочетаниях форма зависимого слова не будет изменяться при изменении формы главного. Форма зависимого слова в этих словосочетаниях не может меняться, потому что это наречия и глагол в начальной форме.

Упражнение 1. Выпиши слова, которые могут быть зависимыми в словосочетании с примыканием. Определи, какими частями речи они являются. Проверь себя, устно составив словосочетания.

постоянно, вставать, встаю, рано, ранний, сон, весёлый, весело, третий, часто, приехал, приехать

Постоянно (наречие): постоянно опаздывал.

Вставать (н. ф. глагола): собрался вставать.

Рано (наречие): уехал рано.

Весело (наречие): весело пою.

Часто (наречие): часто смеялись.

Приехать (н. ф. глагола): собрался приехать.

Упражнение 2. Найди и выпиши словосочетания с типом связи «примыкание». Письменно определи, какой частью речи является зависимое слово.

сильный ветер, очень сильный, дует с севера, выйти погулять, гулять с другом, хороший друг, хорошо поёт, поёт песню, быстро читает, пришёл поговорить

Проверь себя: надо выписать пять словосочетаний.

Очень (наречие) сильный; выйти погулять (н. ф. глагола); хорошо (наречие) поёт; быстро (наречие) читает; пришёл поговорить (н. ф. глагола).

Упражнение 3. Прочитай слова. В каких словосочетаниях — с согласованием, управлением Isle или примыканием — они могут участвовать в качестве зависимых слов? Проверь себя, устно составив словосочетания с каждым словом.

любимый ...

уверенно...

громко ...

... ходить

... на дерево

дорогое ...

Педагог (какой?) любимый – согласование; кричит (как?) громко – примыкание; залезть (куда? на что?) на дерево – управление; спорит (как?) уверенно – примыкание; собираюсь (что делать?) ходить – примыкание; пальто (какое?) дорогое – согласование.

Упражнение 4. Прочитай текст. Выпиши по три примера на каждый тип словосочетания.

Вечером коты всех мастей берут дом в осаду. Они перелезают через частокол и собираются под связкой рыбы. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи — стараются зацепить рыбу. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает и вцепляется в связку, качается, старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Я выхожу с фонарём из бани. Коты бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него и застревают между кольями. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

(По К. Паустовскому)

Словосочетания с согласованием:

1. задние лапы;

2. ловкие взмахи;

3. наглый кот.

Словосочетания с управлением:

1. берут в осаду;

2. делают взмахи;

3. выхожу с фонарём.

Словосочетания с примыканием:

1. стараются зацепить;

2. начинают кричать;

3. отчаянно кричать.