Урок 123 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)


Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:

Выбери правильный ответ. Предложение не может существовать: 1) без второстепенных членов; 2) без однородных членов; 3) без грамматической основы.

Предложение не может существовать без грамматической основы.

Ответ: 3).

Упражнение 1. Прочитай. Сколько грамматических основ в каждом предложении?

Мороз пощипывает нос и щёки.

Я люблю, когда мороз пощипывает нос и щёки.

Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву.

Предложение, которое состоит из двух или более частей, называется сложным. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа. Части сложного предложения связаны по смыслу и с помощью интонации.

Недавно прошёл дождь, а дорога уже высохла.

Мы выехали, когда заря разгоралась.

Мороз пощипывает нос и щёки.

(1 грамматическая основа)

Я люблю, когда мороз пощипывает нос и щёки.

(2 грамматические основы)

Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву.

(2 грамматические основы)

Упражнение 2. Прочитай текст. Выпиши только сложные предложения. Подчеркни грамматические основы.

Образец устного рассуждения. Предложение По вечерам я читаю, а Костя рисует — сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) я читаю; 2) Костя рисует.

Красная площадь

Мама спросила у одного военного, где находится Красная площадь. Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.

А Красная площадь — болыная-болыпая. И там эта стена с зубчиками и башни. На одной башне часы высоко приделаны. У них стрелки и цифры золотые.

Я смотрел на часы, а они звонили.

(По Б. Житкову)

Мама спросила у одного военного, где находится Красная площадь. Предложение сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) мама спросила; 2) Красная площадь находится.

Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.

Предложение сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) он объяснил; 2) мы пришли.

Я смотрел на часы, а они звонили.

Предложение сложное, так как состоит из двух частей, в каждой из которых есть своя грамматическая основа: 1) я смотрел; 2) они звонили.

В каких предложениях можно задать вопрос от одной части к другой?

Труд человека кормит, а лень портит.

Чёрная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.

Я заметил, что мои спутники устали.

Мы не знали, когда придут друзья.

Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочинённым.

Труд человека кормит, а лень портит.

Чёрная туча закрыла солнце, проливной дождь застучал в окно.

Предложение, в котором можно задать вопрос от одной части к другой, называется сложноподчинённым. Его части неравноправны: одна — главная, другая — зависимая.

Я заметил, что мои спутники устали.

Мы не знали, когда придут друзья.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения можно записать с помощью схем. Труд человека кормит, а лень портит.

[ ], а [ ].

Я заметил, что мои спутники устали.

[ ], (что).

Как различить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

1. Найди грамматические основы.

2. Задай вопрос от одной части сложного предложения к другой: если вопрос задать нельзя, предложение сложносочинённое; если вопрос задать можно, предложение сложноподчинённое.

Примеры.

Учитель вошёл в класс, но тишина наступила не сразу.

В этом предложении две грамматические основы:

1) учитель вошёл;

2) тишина наступила.

От одной части сложного предложения к другой вопрос задать нельзя. Следовательно, это сложносочинённое предложение.

Мы остались дома, потому что начался снегопад.

В этом предложении две грамматические основы:

1) мы остались;

2) снегопад начался.

От одной части сложного предложения к другой можно задать вопрос:

Мы остались дома, потому что начался снегопад.

Следовательно, это сложноподчинённое предложение.

Я заметил (что?), что мои спутники устали.

Мы не знали (чего?), когда придут друзья.

Упражнение 3. Прочитай текст. Выпиши сложные предложения, подчеркни в них основы. В скобках укажи вид сложного предложения (сложносочинённое или сложноподчинённое). В сложноподчинённом предложении письменно задай вопрос от одной части к другой.

Лес Емеля знал хорошо, потому что он целую жизнь бродил по нему с ружьём и собакой. Все тропы, все приметы знал старик на сто вёрст кругом.

В конце июля в лесу было особенно хорошо. В воздухе стоял чудный аромат цветов, и с неба глядело ласковое летнее солнышко. Крупный лес крестьяне вырубили, а около дороги ютились молодые берёзки. В одном месте открывался широкий вид на далёкие горы и на деревню Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины. Крестьянские избы казались отсюда чёрными точками. Емеля долго глядел на свою избушку и думал о внучке.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

1) Лес Емеля знал хорошо (почему?), потому что он целую жизнь бродил по нему с ружьём и собакой. (Сложноподчинённое)

2) В воздухе стоял чудный аромат цветов, и с неба глядело ласковое летнее солнышко. (Сложносочинённое)

3) Крупный лес крестьяне вырубили, а около дороги ютились молодые берёзки. (Сложносочинённое)

Упражнение 4. Продолжи предложения, чтобы они стали сложными. Определи вид сложного предложения.

Прорастёт семечко, и ... .

Дождь совсем прошёл, когда ... .

Мальчик вошёл в комнату, а ... .

Мы с грустью смотрели, как ... .

Прорастёт семечко, и вырастет яблонька. (Сложносочинённое)

Дождь совсем прошёл, когда мы приехали домой. (Сложноподчинённое)

Мальчик вошёл в комнату, а там его уже ждал сюрприз. (Сложносочинённое)

Мы с грустью смотрели, как вдаль уплывал наш кораблик. (Сложноподчинённое)