Урок 124 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:

Упражнение 1. Выпиши только сложные предложения, подчеркни грамматические основы. Определи вид сложных предложений.

Снег под ногами скрипел от мороза, но мы не чувствовали холода.

Лодка причалила к острову, и мы сошли на берег.

Я вспомнил, что вечером мы собирались в кино.

Набежал ветерок, пахнул ночной свежестью и принёс ночные запахи травы.

В глубине сада росла старая яблоня.

Мы уже сделали все уроки, когда родители вернулись с работы.

Снег под ногами скрипел от мороза, но мы не чувствовали холода. (Сложносочиненное предложение)

Лодка причалила к острову, и мы сошли на берег. (Сложносочиненное предложение)

Я вспомнил, что вечером мы собирались в кино. (Сложноподчиненное предложение)

Мы уже сделали все уроки, когда родители вернулись с работы. (Сложноподчиненное предложение)

Что связывают союзы в предложениях?

Туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки.

Солнце уже взошло, и на цветах блестела роса.

Мы с мамой спрятались под дерево, но солнечный дождик уже кончился.

Мои друзья увлекаются не футболом, а плаванием.

Сестра обещала взять меня с собой на репетицию завтра или послезавтра.

Я должен вовремя сделать уроки, или сестра не возьмёт меня на репетицию.

Союзы и, или, а, но могут связывать не только однородные члены предложения, но и части сложносочинённого предложения.

Мы очень торопились, но всё равно опоздали.

Ветер утих, но мороз не ослабел.

[ ], но []

Туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки (однородные сказуемые).

Солнце уже взошло, и на цветах блестела роса (две части сложносочиненного предложения).

Мы с мамой спрятались под дерево, но солнечный дождик уже кончился (две части сложносочиненного предложения).

Мои друзья увлекаются не футболом, а плаванием (однородные дополнения).

Сестра обещала взять меня с собой на репетицию завтра или послезавтра (однородные обстоятельства).

Я должен вовремя сделать уроки, или сестра не возьмёт меня на репетицию (две части сложносочиненного предложения).

Можно сделать вывод, что союзы в предложениях могут связывать однородные члены или части сложного предложения.

Упражнение 2. Выпиши предложения в порядке схем.

1. В воскресенье мы пойдём в музей или в театр.

2. Летом шли сильные, но короткие дожди.

3. Голос звучал громко, но слов я не разобрал.

4. Поезд проезжал по мосту, и девочка загляделась на реку.

5. Вся поляна пестрела цветами, а в воздухе носились разноцветные бабочки.

6. Задача не решалась, или я просто устал.

Какие сложные предложения тебе встретились?

Союзы, которые связывают однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, называются сочинительными: и, а, но, или.

1 схема.

3. Голос звучал громко, но слов я не разобрал. (Сложносочиненное предложение)

2 схема.

5. Вся поляна пестрела цветами, а в воздухе носились разноцветные бабочки. (Сложносочиненное предложение)

3 схема.

2. Летом шли сильные, но короткие дожди.

4 схема.

6. Задача не решалась, или я просто устал. (Сложносочиненное предложение)

5 схема.

4. Поезд проезжал по мосту, и девочка загляделась на реку. (Сложносочиненное предложение)

6 схема.

1. В воскресенье мы пойдём в музей или в театр.

Упражнение 3. Закончи предложения и запиши их в тетрадь.

Кончился дождь, и [ ]. Кончился дождь, а [ ].

Море плескалось и О. Море плескалось, и [ ].

В выходные я играю с друзьями на улице или О.

В выходные я играю с друзьями, или [ ].

Кончился дождь, и я пошёл гулять. Кончился дождь, а солнышко так и не выглянуло.

Море плескалось и пенилось. Море плескалось, и над ним кружили чайки.

В выходные я играю с друзьями на улице или дома.

В выходные я играю с друзьями, или мы едем с родителями на дачу.

Упражнение 4. Прочитай предложения. Какими союзами можно заменить выделенные слова? Являются ли выделенные слова союзами? Запиши каждое предложение дважды: с выделенным словом и с союзом, которым его можно заменить.

Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.

Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода. (А. Чехов)

Я старался выглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда. (В. Гиляровский)

Зато, однако, да — сочинительные союзы. Они являются синонимами союза но.

Выделенные слова являются сочинительными союзами и их можно заменить союзом НО.

Грибы редко попадались, но мы вдоволь полакомились земляникой.

Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода.

Я старался выглянуть в окно, но оно всё было бело от снега и льда.

Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши сложносочинённые предложения. Подчеркни грамматические основы.

Купание медвежат

Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышла на берег большая бурая медведица, и за ней выбежали два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного детёныша за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков и спихнула в воду.

Оба медвежонка остались очень довольны купанием. Вода хорошо освежила их в знойный день. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

(По В. Бианки)

Проверь себя: надо выписать три предложения.

1. Из чащи вышла на берег большая бурая медведица, и за ней выбежали два весёлых медвежонка.

2. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его.

3. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.