Упр.678 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:

Прочитайте и озаглавьте текст. Какие языковые средства используются в нём для связи предложений? Какие средства выразительности помогают нам увидеть красоту росинок? С помощью дополнительных источников информации определите, о какой траве рассказывает автор. Найдите в тексте краткие прилагательные. Какими членами предложения они являются?

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь цветок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка покажется.

(Л. Толстой. «Какая бывает роса на траве»)

Заголовок: «Росинка».

Средства связи предложений:

- формы одного и того же слова: листок – по листку, с росинкой - росинку;

- синонимы: капли – с росинкой, цветок – чашечку;

- однокоренные слова: капли – капелька;

- союзы: и, когда.

Средства выразительности:

- эпитеты: листок мохнат и пушист

- сравнение: мохнат и пушист, как бархат; капелька, как шарик светлый; росинка вкуснее всякого напитка.

Возможно, автор рассказывает о лесной фиалке.

Краткие прилагательные: мохнат, пушист. В предложении они являются сказуемыми.

Выпишите глаголы с выделенными словами: вначале глаголы несовершенного вида, затем — совершенного. Как выделенные слова помогают определять вид глагола? Определите время глаголов. Найдите в 4-м предложении слова, совпадающие по звучанию. Являются ли они омонимами?

1. Солнце день-деньской печёт. (Е. Трутнева)

2. Целый день оно стоит на страже, бережёт сады, поля, дубравы. (Е. Трутнева)

3. Вдруг по крышам, по листам, редкие вначале, тут и там и тут и там капли застучали. Да как сразу грянет гром! (Е. Трутнева)

4. В полях, не кошенных косой, всё утро дождик шёл косой. (Л. Степанов)

Глаголы несовершенного вида:

день-деньской печёт (наст. вр.);

целый день стоит (наст. вр.);

всё утро шёл (прош. вр.).

Глаголы совершенного вида:

вдруг застучали (прош. вр.);

да как сразу грянет (буд. вр.).

Выделенные слова указывают на процесс действия или на результат.

Слова, совпадающие по звучанию: (не кошенных) косой (сущ.) и (дождик) косой (прил.). Это грамматические омонимы – омоформы – слова разных частей речи, совпадающие по звучанию и написанию в отдельных грамматических формах.

Спишите, заменяя данные в скобках полные прилагательные краткими. Подчеркните обращение.

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь (чуткие) и (отзывчивые) к чужому горю.

Будьте (здоровые), любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они (честные) и (сильные)!

(Из письма М. Горького)