Упр.51 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:

Прочитайте и озаглавьте текст. Можно ли его назвать описанием? Обоснуйте свою точку зрения. Какие детали в описании осени вам запомнились и почему? Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. В первом абзаце над существительными надпишите склонение и падеж; во втором абзаце над глаголами — вид и спряжение; над выделенными прилагательными — род и падеж.

Есть прелесть и в самой поз(?)ней3 осени — в этом безнадёжном дожде, в этих острых, одуряющих зап..хах тления, в этих мален(?)ких, сморщенных, пос..невших от холода сырое..ках, на ссохшихся б..ретиках которых лежат сосновые иголки, липнет бруснич(?)ный лист и др..жит, св..ркает, как слеза, дождевая капля.

Шумит над головой лес. Мя..ко похлюпывает под ногами сизый карельский мох.4 Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники... Косо, невпопад лежит рыжий, поникший пап..ротник... И никаких звуков — ничего, кроме шума дождя и ш..рохов леса.

(Л. Пантелеев. «У Щучьего озера»)

Прелесть поздней осени

Есть прелесть и в самой поздней (опоздать) осени – в этом безнадёжном (запомнить) дожде, в этих острых, одуряющих запахах (пахнет) тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших (синий) от холода сыроежках (сыроежечка)‚ на ссохшихся беретиках (запомнить) которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный (ЧН без Ь) лист и дрожит (дрожь)‚ сверкает (запомнить)‚ как слеза, дождевая капля.

Шумит над головой лес. Мягко (мягок) похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей (ржавчина) зелени крупные бусины брусники…

Косо, невпопад (запомнить) лежит рыжий, поникший папоротник (запомнить)... И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов (запомнить) леса.

Да, этот текст можно назвать описанием. Описание — это функционально-смысловой тип речи, в котором автор стремится создать образ предмета, явления или места, передать его особенности и детали. В данном тексте автор детально описывает позднюю осень и её особенности, передавая атмосферу и ощущения, связанные с этим временем года. Он использует различные средства выразительности для создания живописной картины природы, что является характерным признаком описания.

Детали в описании осени, которые запомнились.

Безнадёжный дождь: Эта деталь передаёт мрачное и унылое настроение поздней осени. Она подчёркивает чувство безысходности, которое часто ассоциируется с этим временем года.

Острые, одуряющие запахи тления: Эти запахи вызывают сильные ассоциации и оживляют картину осенней природы, делая её более реалистичной и ощутимой.

Маленькие, сморщенные, посиневшие от холода сыроежки: Описание сыроежек делает образ осени более конкретным и детализированным, подчёркивая холод и сырость.

Сосновые иголки на ссохшихся березовых листьях: Эта деталь подчёркивает контраст между зелёными сосновыми иголками и сухими берёзовыми листьями, создавая ощущение перехода от лета к осени.

Брусничный лист с дождевой каплей: Образ дождевой капли, сверкающей, как слеза, создаёт ощущение хрупкости и мимолётности природы.

Мягко похлюпывающий сизый карельский мох: Описание звуков, создаваемых мокрым мхом под ногами, добавляет ещё одно измерение к картине, делая её более многогранной и полной.

Рдящие алые бусины брусники: Яркие краски брусники на фоне зелени добавляют яркость и контраст в общую картину осени.

Косо лежащий рыжий папоротник: Это создаёт ощущение беспорядка и естественного умирания природы, подчёркивая осеннее увядание.

Эти детали запомнились потому, что они очень точно и выразительно передают атмосферу поздней осени, делая её живой и осязаемой. Описание использует множество чувственных образов, что позволяет читателю полностью погрузиться в картину природы.

Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено).

І. Поздней (какой?) – имя прилагательное.

ІІ. Н. ф. – поздний. П. п.; ед. число; женский род.

ІІІ. Осени (какой?) поздней – определение.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте окончания, объясните их написание.

1. Высоко полный месяц стоит

В небесах над туманней землёй,

Бледн..м светом луга серебрит,

Напоённые белою мглой.

2. Крупный дождь в лесу зелён..м

Прошумел по стройном клёнам,

По лесным цветам.

3. Туча растаяла. Влажн..м теплом

Ве..т весенняя ночь над селом;

Ветер принос..т с полей аромат,

Слабо але..т за степью закат.

4. На окне, серебрян..м от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

(И. Бунин)

Прочитайте. Какое настроение вызывает это стихотворение? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания в первом четверостишии. Назовите сложные предложения. Составьте схему третьего предложения. Объясните выбор выделенных орфограмм.

КОСТЁР

Ворох листьев сухих всё сильней веселей разгорается И трещит и пылает костёр.

Пытает пламя в лицо тёплый дым на ветру развевается Затянул весь лесной косогор.

Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы ветвистые, Меж стволами качается тень.

Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые Этот солнечный ветреный день.

(И. Бунин)

Вариант ответа 1

Стихотворение вызывает хорошее, радостное настроение, потому что автор рисует солнечный ветреный день, весёлый костёр из сухих листьев.

Глаголы, использованные поэтом при описании костра, пламени и дыма: разгорается, трещит, пылает, пышет, развевается, затянул.

Вариант ответа 2

Орфограммы:

Сильней – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (сила).

Веселей – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (весёлый).

Разгорается – правописание окончаний в глаголах 3 лица ед. и множ. числа настоящего времени (он (она, оно) что делает?; они что делают?).

Трещит – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (треск).

Пылает – правописание личных окончаний глаголов (пылают – глагол 1 спряжения, в личных окончаниях пишется е).

Развевается – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (веять).

Затянул – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (тянет).

Косогор – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (косо).

Горе – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (горы).

Гнутся – правописание окончаний в глаголах 3 лица ед. и множ. числа настоящего времени (он, она, оно что делает?; они что делают?).

Ветвистые – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (ветви).

Качается – правописание окончаний в глаголах 3 лица ед. и множ. числа настоящего времени (он, она, оно что делает?; они что делают?).

Наполняет – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (наполнить).