Упр.271 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

271. 1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания. Укажите средства связи между предложениями. Какова роль в тексте сложных предложений?

Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств — это романтизм русской любви. Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайшихtask* подробностях, как те или иные события в собственной нашей семье,7 живущие в изустной передаче долгий ряд лет. И так же мало склонны мы удивляться им: это нечто само собой разумеющееся. Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо; отвергнутая им, вышла замуж за немолодого генерала, из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; он увидел2 её на балу, полюбил и был отвергнут ею* из чувства долга, хотя любила она его по-прежнему. Об этом в детстве рассказали нам роман и опера5. «Я к вам пишу, чего же боле...», «Вы мне писали...», «Ужель та самая Татьяна...», «...И буду век ему верна». И это не удивляет, а волнует, тихо* и сладостно, как семейная легенда. А между тем тут удивительно всё, удивительно ошеломляюще, и не подробности удивительны, а сами события. Увидела, полюбила — это понятно. А вот написала письмо с романтичным объяснением в любви... Написала первая...

Её письмо — героическая попытка стать выше всех условностей... В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге5 сердца письму Татьяны.

Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то, что она после замужества отвергает любимого человека...

Это единственное событие, которое можно отнести к само собой разумеющемуся. «Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества, — чётко формулировала Марина Цветаева,7 рассказывая о том, что всю жизнь, полюбив, писала первая только потому, что в детстве видела в театре, как это делает Татьяна. — У кого из народов такая героиня: смелая и достойная*, влюблённая — и непреклонная, ясновидящая и любящая».

(Е. Богат)

Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания:

Самое романтичное, романтизм русской любви, отношения Онегина и Татьяны, удивительно всё, ошеломляюще, написала письмо первая, с романтичным объяснением в любви, героическая попытка, стать выше условностей, в истории чувств, ни одного женского письма.

Укажите средства связи между предложениями.

- лексический повтор (история чувств; письмо, удивляет – удивительны)

- контекстуальные синонимы (Татьяна – героиня)

- антонимы (удивительное – неудивительное)

- местоименные замены (Татьяна – она, Онегин – его, об этом, это)

- союзы в начале предложений (и так же мало…; и это не удивляет…; а между тем…)

- синтаксический параллелизм (она его увидела…; он увидел её…)

- неполные предложения

- вводные слова (пожалуй, быть может)

- глаголы в одной временной форме (рассказали, написала, увидела)

- слова одной тематической группы (любовь, чувства, признание, отвага сердца).

Какова роль сложных предложений в тексте?

Сложные предложения помогают автору более развёрнуто выразить свою мысль, более образно передать мысли, чувства, эмоции и переживания.

2. Определите тему, основные мысли текста.

Тема текста: романтизм русской любви (на примере отношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина).

Основные мысли:

«Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви».

«В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны».

«Татьяна …. смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая и любящая».

3. Какова роль в тексте антонимов удивительный — неудивительный и слов, однокоренных с ними?

Удивительный – неудивительный

Данные антонимы (а также однокоренные с ними слова) в тексте играют художественную роль. Подобный художественно-выразительный приём называет антитеза (противопоставление). Он помогает автору передать одну из ключевых мыслей текста: иногда за казалось бы неудивительными, обычными событиями, скрывается нечто удивительное.

4. Подберите синонимы к наречию ошеломляюще.

Ошеломляюще – потрясающе, поразительно, удивительно, необычайно, необыкновенно.

5. Произведите анализ словосочетаний: удивительная героиня, урок верности, любила по-прежнему, написала письмо.

Удивительная героиня;

1. героиня (какая?) удивительная;

2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.

3. именное словосочетание.

4. способ связи – согласование.

5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).

6. смысловые отношения – определительные.

Урок верности

1. урок (чего?) верности;

2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем существительным.

3. именное словосочетание.

4. способ связи – управление.

5. связь выражает при помощи окончания зависимого слова (-и).

6. смысловые отношения – определительные.

Любила по-прежнему

1. любила (как?) по-прежнему;

2. главное слово выражено глаголом, зависимое – наречием.

3. глагольное словосочетание.

4. способ связи – примыкание.

5. связь выражается только при помощи смысла.

6. смысловые отношения – обстоятельственные.

Написала письмо

1. написала (что?) письмо;

2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным.

3. глагольное словосочетание.

4. способ связи – управление.

5. связь выражает при помощи окончания зависимого слова (-о).

6. смысловые отношения – объектные.

6. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?

Для выражения отношения, оценки в данном тексте используются:

- оценочная лексика (самое романтическое, само собой разумеющееся, удивительно ошеломляюще);

- сравнения (как те или иные события в собственной нашей семье; как семейная легенда)

- эпитеты (смелая, достойная, героическая)

- антитеза (удивительное – неудивительная)

- метафора (отвага сердца)

7. Какова роль цитирования в тексте? Как вы понимаете выражение М. Цветаевой «Урок судьбы»?

Цитата Марины Цветаевой приводится в тексте для того, чтобы подтвердить позицию автора, т.е. она выступает в качестве одного из приводимых аргументов.

Урок судьбы – это тот поступок, который человек делает в своей жизни и который затем имеет влияние на дальнейшие его решения. К примеру, если мы посмотрим на роман Евгений Онегин, то найдём там пример такого действия. Татьяна пишет Онегину письмо, но получает отказ. Однако позже она сама уже отвергает Онегина, который говорит ей о любви, так как не верит в искренность его чувств.

8. Докажите, что это текст публицистического стиля.

Данный текст относится к публицистическому стилю речи.

Задача текста – познакомить читателя с мнением автора о романе «Евгений Онегин». Автор хочет донести до читателя свою позицию, для чего приводит аргументы в её поддержку.

Данный текст информативен, логичен, точен, следует фактам. В качестве аргументов приводятся цитаты из самого романа, а также цитата о романе Марины Цветаевой.

Также в тексте присутствует оценочная и эмоционально-окрашенная лексика.

В тексте можно встретить различные типы предложений (простые, осложнённые, сложные, а также неполные.

9. Укажите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте? Подберите к ним синонимы.

Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви.

Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то, что она после замужества отвергает любимого человека.

Роль вводных слов в тексте: показать неуверенность автора при высказывании своей позиции.

Быть может – вероятно, надо полагать, должно быть.

Пожалуй – всё-таки, кажется, наверное, возможно.

10 Какова роль в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие?

Многоточие в цитатах из романа указывает на то, что предложение из текста приведено не полностью.

Также многоточие встречается в некоторых размышлениях автора. Здесь они указывают на недосказанность мысли, т.е. они как будто приглашают читателя самостоятельно закончить мысль автора.

11. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

1) В суффиксе -енн- пишется удвоенная нн: собственной.

2) Правописание тся/ться: мы склонны (что делать?) удивляться.

3) Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени пишется та же гласная, что и в инфинитиве: рассказали – рассказать.

4) Непроизносимые согласные в корне слова: изустной (уста).

5) Правописание частицы не с прилагательными; если можно подобрать синоним, то частица не пишется слитно: неудивительное – обычное.

6) Частица не с неопределёнными местоимениями пишется слитно: нечто.

7) Приставка по- с наречиями на –ему пишется через дефис: по-прежнему.

8) Безударные гласные в корне слова можно проверить с помощью проверочного слова: удивительны (диво).

9) Частица не с глаголами пишется раздельно: не удивляет.

10) Частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно: ничем

11) Безударные окончания глаголов можно проверить, определив спряжение глагола: волнует – волновать (1 спряжение).

12) В приставка на согласные с/з перед гласными пишется согласная з: разумеющееся; перед глухим согласным пишется согласная с: рассказали.

13) После приставок на согласный перед гласной е пишется твёрдый знак: объяснением.

14) Вводные слова выделяются запятыми: Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви.

15) Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятой: …события в собственной нашей семье, живущие в изустной передаче долгий ряд лет.

16) Однородные члены предложения, соединённые при помощи бессоюзной связи, отделяются запятыми: Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо…

17) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины: И так же мало склонны мы удивляться им: это нечто само собой разумеющееся.

18) Между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности ставится точка с запятой: Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо; отвергнутая им, вышла замуж за немолодого генерала, из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; он увидел её на балу, полюбил и был отвергнут ею из чувства долга, хотя любила она его по-прежнему.

19) Цитаты заключаются в кавычки: «Я к вам пишу, чего же боле…», «Вы мне писали…».

20) Сравнительные обороты выделяются запятыми: И это не удивляет, а волнует, тихо и сладостно, как семейная легенда.

21) Если подлежащее и сказуемое в предложении выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире: Её письмо – героическая попытка стать выше всех условностей…

22) Главное предложение отделяется от придаточного запятой: [Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то], (что она после замужества отвергает любимого человека)…

23) Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятой: …чётко формулировала Марина Цветаева, рассказывая о том, что всю жизнь, полюбив, писала первая только потому…

12. Подготовьтесь к выразительному чтению.

^Быть может, ^/ самое романтическое в истории человеческих чувств – ^/ это романтизм русской любви. v// ^Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших подробностях, ^/ как те или иные события в собственной нашей семье, ^/ живущие в изустной передаче долгий ряд лет. v// ^И так же мало склонны мы удивляться им: ^// это нечто само собой разумеющееся. v// ^Она его увидела в деревне, ^/ полюбила, ^/ написала письмо; ^/ отвергнутая им, ^/ вышла замуж за немолодого генерала, ^/ из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; ^/ он увидел её на балу, ^/ полюбил и был отвергнут ею из чувства долга, ^/ хотя любила она его по-прежнему. v// ^Об этом в детстве рассказали нам роман и опера. v// ^«Я к вам пишу, ^/ чего же боле…», ^// «Вы мне писали…», ^// «Ужель та самая Татьяна…», ^// «…И буду век ему верна». v// ^И это не удивляет, ^/ а волнует, ^/ тихо и сладостно, ^/ как семейная легенда. v// ^А между тем тут удивительно всё, ^/ удивительно ошеломляюще, ^/ и не подробности удивительны, ^/ а сами события. v// ^Увидела, ^/ полюбила – ^// это понятно. v// ^А вот написала письмо с романтичным объяснением в любви… v// ^Написала первая… v//

^Её письмо – ^/ героическая попытка стать выше всех условностей… v// ^В истории чувств нет ни одного женского письма, ^/ равного по отваге сердца письму Татьяны. v//

^Пожалуй, ^/ самое неудивительное в этой удивительной героине то, ^/ что она после замужества отвергает любимого человека… v//

^Это единственное событие, ^/ которое можно отнести к само собой разумеющемуся. v// ^«Урок гордости. v// ^Урок верности. v// ^Урок судьбы. v// ^Урок одиночества, v/ - ^чётко формулировала Марина Цветаева, ^/ рассказывая о том, ^/ что всю жизнь, ^/ полюбив, ^/ писала первая только потому, ^/ что в детстве видела в театре, ^/ как это делает Татьяна. v// – ^У кого из народов такая героиня: ^/ смелая и достойная, ^/ влюблённая – ^/ и непреклонная, ^/ ясновидящая и любящая». v//

Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.

Знаком / обозначена короткая пауза.

Знаком // обозначена долгая пауза.

Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.

Знаком v обозначено понижение тона голоса.

13. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Романтизм русской любви», «Что такое отвага сердца», «Письмо Татьяны и письмо Онегина (сопоставительный анализ)», «Роль сложных предложений в тексте», «Что помогает подготовиться к выразительному чтению».

Изложение

Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви. Все мы знаем об отношениях Онегина и Татьяны с самого детства. И точно так же мы не склонны им удивляться, для нас эта история – нечто само собой разумеющееся. Однако удивительно в этих событиях всё. И удивительны даже не подробности, а сами эти события. Увидела, полюбила – это понятно. А вот написала письмо с романтическим объяснением в любви… Написала первая…

Её письмо – героическая попытка стать выше всех условностей. В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны.

Пожалуй, самое неудивительное в этом истории то, что героиня после замужества отвергает любимого человека.

Это единственное событие, которое можно отнести к само собой разумеющемуся. Марина Цветаева говорила, что, по примеру Татьяны, всегда признавалась в любви первая. Кроме Цветаева считала, что Татьяна – удивительная героиня, «смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая и любящая».

Сочинение

Что такое отвага сердца

История Татьяны Лариной Евгения известна каждому человеку, хотя бы поверхностно знакомому с русской литературой. В этой истории А.С. Пушкин рассматривает несколько волновавших его тем. Одна из них – это тема смелости.

Через весь роман, помимо любовной темы, проходит и тема смелости Татьяны и трусости Евгений.

Татьяна Ларина – дворянская девушка. В те времена для девушки, тем более для дворянки, открыть свои чувства мужчине первой было недопустимо. Однако Татьяна не побоялась и написала Онегину письмо с признанием. Она, в борьбе за свои чувства, стремилась разрушить стереотипы, царившие тогда в обществе.

Несмотря на то, что девушка получает отказ от возлюбленного, она не жалеет о проявленной ей отваге. Эта ситуация стала для неё важным жизненным уроком и повлияла на принятые ею решения в будущем. В частности, когда через несколько лет она снова встречает Евгения, то отвергает его чувства в том числе потому, что не верит в их искренность.

Противоположностью Татьяны является Евгений. Для него не свойственна отвага и героизм. Более того, Евгений – трус, не знающий, чего он хочет от жизни и не понимающий, в чём его счастье. Хорошим примером трусости Евгения является ссора с его другом Ленским. Когда Ленский вызвал Евгения на дуэль, то Онегин не спал всю ночь, но так и не нашёл в себе сил признать свою ошибку и извиниться перед другом.

Морфологический анализ слова:

Самое романтическое

1. Самое романтическое – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какое?).

2. Начальная форма: романтический.

3. Постоянные признаки:

- качественное

4. Непостоянные признаки:

- превосходная форма

- единственное число

- средний род

- именительный падеж

5. В предложении является определением (это (какое?) самое романтическое).

Мельчайших

1. Мельчайших – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каких?).

2. Начальная форма: мелкий.

3. Постоянные признаки:

- качественное

4. Непостоянные признаки:

- превосходная степень

- множественное число

- предложный падеж

5. В предложении является определением (в подробностях (каких?) мельчайших).

Тихо

1. Тихо – наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?).

2. Знаменательное, определительное

3. Образа действия.

4. Неизменяемое.

5. В предложении является обстоятельством (волнует (как?) тихо).

Выше

1. Выше – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каков?).

2. Начальная форма: высокий.

3. Постоянные признаки:

- качественное

4. Непостоянные признаки:

- в сравнительной степени

5. В предложении является определением (попытка (какая?) стать выше).

Пунктуационный анализ предложения:

Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших подробностях,(1) как те или иные события в собственной нашей семье,(2) живущие в изустной передаче долгий ряд лет.

Запятой 1 выделяется сравнительный оборот.

Запятая 2 выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

«(1)Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества, -(2) чётко формулировала Марина Цветаева,(3) рассказывая о том

Кавычки 1 заключают прямую речь.

Запятая и тире 2 разделяют прямую речь и слова автора: после прямой речи перед словами авторами ставятся запятая и тире.

Запятая 3 выделяет деепричастный оборот.

Морфемный анализ слова:

Увидел

1. Увидел – глагол.

2. Выделим основу и окончание: увидел

3. Найдём словообразовательные морфемы: увидел

4. Найдём корень слова: увидел (видеть, видный, видимо)

5. увидел

Фонетический анализ слова:

Ею

1. Ею – е-ю (2 слога; 1-й слог ударный).

2. Ею – [й’эй’у].

3. В слове 2 буквы: 2 гласных.

4. Звукобуквенный анализ:

е – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[э]: гласный, ударный

ю – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

[у]: гласный, безударный

5. В слове 4 звука: 2 гласных и 2 согласных.

Гласная буква е в начале слова образует два звука.

Гласная буква ю после другого гласного образует два звука.

Лексический анализ слова:

Опера

1. Опера – музыкальное произведение или сценическая постановка в жанре оперы.

2. Многозначное.

Опера – 1. Музыкально-драматический жанр, в котором артисты поют в сопровождении оркестра. 2. Театр, специализирующий на постановках в таком жанре.

3. Употреблено в прямом значении.

4. Синонимов нет.

5. Антонимов нет.

6. Заимствованно из итальянского языка.

7. Общеупотребительное.

8. Не является устаревшим.

9. Фразеологизмы со словом:

- из другой оперы

- мыльная опера

Отваге

1. Отвага – храбрость, бесстрашие.

2. Однозначное.

3. Употреблено в прямом значении.

4. Синонимы: мужество, отважность, храбрость, бесстрашие.

5. Антонимы: трусость, малодушие.

6. Заимствованно из немецкого языка.

7. Общеупотребительное

8. Не является устаревшим.

9. Фразеологизмов со словом нет.

Достойная

1. Достойный – заслуживающий, стоящий чего-либо.

2. Многозначное.

Достойный – обладающий положительными качествами; уважаемый, почтенный.

3. Употреблено в прямом значении.

4. Синонимы: заслуживающий.

5. Антонимы: недостойный.

6. Исконное.

7. Общеупотребительное

8. Не является устаревшим.

9. Фразеологизмы со словом:

- с упорством, достойным лучшего применения