Упр.309 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

309. 1. Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести? Почему? Докажите, что это текст — повествование.

На другое утро (я уже проснулся, но ещё не вставал) стук палки раздался у меня под окном, и голос, который я тотчас признал за голос Гагина, запел <...>.

Я поспешил отворить дверь.

— Здравствуйте, — сказал Гагин, входя, — я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро. Свежесть, роса, жаворонки поют... <...>

Я оделся; мы вышли в садик, сели на лавочку, велели подать себе кофе и принялись беседовать. Гагин сообщил мне свои планы на будущее: владея порядочным состоянием и ни от кого не завися, он хотел посвятить себя живописи, и только сожалел о том, что поздно хватился за ум и много времени потратил по-пустому; я также упомянул о моих предположениях <...>. Вздохнувши вслед за мной, из вежливости, Гагин предложил мне пойти к нему, посмотреть его этюды. Я тотчас согласился.

Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину». <...> Гагин раскрыл мне все свои картоны. В его этюдах было много жизни и правды, что-то свободное и широкое; но ни один из них не был окончен, и рисунок показался мне небрежен и неверен. Я откровенно высказал ему моё мнение.

— Да, да, — подхватил он со вздохом, — вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать! Не учился я, как следует, да и проклятая славянская распущенность берёт своё. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении тотчас слабеешь и устаёшь.

Я начал было ободрять его, но он махнул рукой и, собравши картоны в охапку, бросил их на диван.

— Коли хватит терпения, из меня выйдет что-нибудь, — промолвил он сквозь зубы, — не хватит, останусь недорослем из дворян. Пойдёмте-ка лучше Асю отыскивать.

Мы пошли.

(И. Тургенев)

Стиль текста – художественный.

Основная задача текста – воздействие на чувства и мысли читателя.

Тексту присуща художественная образность, эмоциональность, наличие авторского слога, художественный замысел.

В тексте используются художественно-выразительные средства (эпитеты, гипербола, инверсия, риторическое восклицание).

Тип речи – повествование.

Текст рассказывает об определённом событии, он последователен, в нём части нельзя поменять местами.

Также в тексте используются глаголы действия в форме прошедшего времени.

2. Укажите предложения с прямой речью, составьте их пунктуационные схемы.

1) - Здравствуйте, - сказал Гагин, входя, - я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро.

- П, - а, - п.

2) - Да, да, - подхватил он со вздохом, - вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать!

- П, - а, - п!

3) - Коли хватит терпения, из меня выйдет что-нибудь, - промолвил он сквозь зубы, - не хватит, останусь недорослем из дворян.

- П, - а, - п.

3. Замените в указанных вами предложениях способ передачи чужой речи.

1) - Здравствуйте, - сказал Гагин, входя, - я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро.

Гагин, входя, поздоровался и сказал, что рано меня потревожил и предложил посмотреть, какое утро. (предложение с косвенной речью)

По словам Гагина, он рано меня потревожил. (предложение с вводной конструкцией)

Гагин, входя, сказал о необыкновенном утре. (предложение с дополнением, передающим тему чужой речи)

2) - Да, да, - подхватил он со вздохом, - вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать!

Он со вздохом сказал, что я прав, что всё это очень плохо и незрело, но ничего уж не поделать. (предложение с косвенной речью)

По его словам, я был прав, всё это очень плохо и незрело, но что же делать. (предложение вводной конструкцией)

3) - Коли хватит терпения, из меня выйдет что-нибудь, - промолвил он сквозь зубы, - не хватит, останусь недорослем из дворян.

Он сквозь зубы промолвил, что коли хватит терпения, то из меня что-нибудь выйдет, а коли нет, то так и останусь недорослем из дворян. (предложение с косвенной речью)

4. Назовите грамматические и лексические изменения, внесённые вами в предложения.

1) - Здравствуйте, - сказал Гагин, входя, - я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро.

Гагин, входя, поздоровался и сказал, что рано меня потревожил и предложил посмотреть, какое утро.

Грамматические изменения:

- посмотрите (повелительное наклонение) – предложил посмотреть (глагол в форме мужского рода, прошедшего времени + инфинитив)

Лексические изменения:

- здравствуйте – поздоровался

2) - Да, да, - подхватил он со вздохом, - вы правы; всё это очень плохо и незрело, что делать!

Он со вздохом сказал, что я прав, что всё это очень плохо и незрело, но ничего уж не поделать.

Грамматические изменения:

- правы (2-е лицо, множественное число) – прав (1-е лицо, единственное число)

Лексические изменения:

- подхватил – сказал

- вы – я

- что делать – но ничего уж не поделать

3) - Коли хватит терпения, из меня выйдет что-нибудь, - промолвил он сквозь зубы, - не хватит, останусь недорослем из дворян.

Он сквозь зубы промолвил, что коли хватит терпения, то из него что-нибудь выйдет, а коли нет, то так и останется недорослем из дворян.

Грамматические изменения:

- останусь (1-е лицо, единственное число) – останется (3-е лицо, единственное число)

Лексические изменения:

- из меня – из него

5. Укажите изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты:

- свободное

- широкое

- проклятая (распущенность)

Метафоры:

- схватился за ум

- в этюдах много жизни и правды

Сравнения:

- паришь орлом

Гипербола:

- землю бы сдвинул с места

Риторическое восклицание:

- всё это очень плохо и незрело, но что делать!

Инверсия:

- не учился я