Упр.313 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

313. 1. Для подготовки к сочинению на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» прочитайте «текст о тексте». Подготовьтесь к изложению и сочинению.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» пейзаж занимает лишь пять строк — одну четвёртую часть произведения. Причём это очень необычный пейзаж: в нём нет видимых примет России. Может быть, поэтому некоторые из исследователей отказываются причислять данное стихотворение к пейзажной лирике. В самом деле, его содержание представляет настоящий сплав многих мотивов, свойственных в целом лирике Лермонтова: это элегическая грусть, чувство отчуждения и одиночества, пафос свободы, философское осмысление, утверждение связи времён. Нельзя также отрицать, что пейзажные детали здесь имеют символическое значение. А вся картина внутренней жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает значение многозначного, сложного образа-символа, напоминающего о мучительных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова.

Ночь, звёзды, туман да блистающий путь в некоей пустыне — вот и все видимые приметы этого пейзажа. Поэт словно бы специально отстранил от себя злободневные вопросы современности. Человек остался наедине с природой, с вечностью — так, как это могло быть во времена Гомера или современников Гёте. Завершается пейзаж оригинальной метафорой: «Спит земля в сиянье голубом». Но и она не прибавляет ему географической или национально-исторической конкретности.

Каждая деталь пейзажа связана с чувствами и размышлениями лирического героя. Пейзаж в целом подобен экрану, на который спроецировались движения души человека...

Описание природы существует в стихотворении как бы в рамке, охваченное указаниями на начало и на дальнейшее развитие движений чувства лирического героя. А далее в трёх четверостишиях — новые отклики: поэт уже, казалось бы, вне связи с пейзажем излагает свои заветные пожелания. Но они именно пейзажем вызваны и получили своё образное воплощение. Оттого он приобретает такой необычный вид: многие его детали метафоричны, имеют переносные значения и явно тяготеют к философской символике.

В самом деле, что это такое: кремнистый путь в пустыне? Неужели это всего лишь мощёная камнем дорога через необитаемые места? Но кто, где и когда пытался кремнем мостить пути? С кремнем связаны представления о целом периоде в истории человечества. Кремень — это материал для изготовления каменных топоров, ножей, наконечников копий и стрел. Кремень напоминает о ранах, крови, страданиях. И надо полагать, что кремнистый путь — символ мучительного, терзающего пути по жизни, что это образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья, пошлости и отчуждения.

Но отчуждения и взаимного непонимания не должно быть! Ведь во вселенной всё связано друг с другом. Даже звезда с звездою говорит. И даже пустыня в глухой ночи молча внемлет Богу! Так кажется лирическому герою. Так он воспринимает природу.

(С. Шаталов)

Изложение

В стихотворении Лермонтова «Выходу один я на дорогу» пейзаж занимает лишь небольшую часть произведения. Однако при этом пейзаж играет важную роль. Он необычен тем, что в нём нет видимых примет России, что вызывает споры о том, следует ли отнести данное стихотворение к пейзажной лирике.

Пейзаж в стихотворении представляет собой фон для размышлений лирического героя о жизни, одиночестве, свободе. Он символизирует связь человека с природой и вечностью.

Каждая деталь пейзажа напрямую связана с внутренним миром героя и потому символична. К примеру, что имеет в виду автор, когда говорит о кремнистом пути в пустыне? Мы можем интерпретировать его как символ мучительного жизненного пути поэта, который искал понимания, но встретил лишь отчуждение и одиночество.

Несмотря на это, лирический герой верит, что во вселенной всё связано друг с другом. И это даёт ему надежду на понимание и гармонию в мире.

Сочинение «Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Выходу один я на дорогу…» - одно из самых известных и глубоких произведений поэта. Оно представляет собой монолог, в котором лирический герой задаётся различными философскими вопросами, а также размышляет о своём месте в мире, о своих чувствах и о своей жизни.

Стихотворение начинается с описания ночной природы. Это создаёт атмосферу спокойствия и умиротворения. Лирический герой хочет побыть наедине со своими мыслями и самим собой, а потому выходит на дорогу ночью. Он чувствует себя будто бы лишним в этом мире. Он одинок и не понят этим миром. Однако он верит, что все в этом мире связано, а потому надеется на понимание и верит в лучшее будущее.

Основным мотивом стихотворения является мотив одиночества. Другими темами стихотворения являются тема поиска смысла жизни и тема стремления к гармонии. Лирический герой хочет обрести покой и счастье, найти своё место в мире, однако он понимает, что это невозможно в данный момент. Он не принимает свою судьбу и не понимает, где это его место.

Стихотворение написано в форме элегии, что придаёт ему особую эмоциональность и глубину. Также поэтом используются различные художественно-выразительные средства, такие как метафоры, антитеза, эпитеты, для того, чтобы передать чувства и мысли лирического героя. Кроме того, заметим, что М.Ю. Лермонтов отождествляет с лирическим героем самого себя. Поэтому уместно будет сказать, что поэт выражает в этом стихотворении свои собственные мысли, чувства и желания.

Стихотворение «Выходу один я на дорогу» - одно из самых ярких произведений Михаила Лермонтова. Оно отражает его собственные взгляды, а также личные переживания. Оно актуально на все времени, так как те вопросы, которые волновали Лермонтова, и сегодня волнуют каждого человека.

2. Объясните значение слов: символ, метафора, заветный.

Символ – 1. то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи. 2. (филол.) художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, переживание. 3. условное обозначение какой-либо единицы, величины, принятое в науке. 4. отдельный графический знак в письменности, например буква, цифра или знак препинания. 5. значение из некого конечного множества (набора, словаря, алфавита), которое можно использовать как одиночный элемент строки.

Метафора (лингв.) – оборот речи, переносное использование слов одного смыслового класса для обозначения понятий другого класса, имеющего с первым общность по какому-то одному признаку.

Заветный – 1. особенно ценимый, оберегаемый, свято хранимый. 2. самый важный, самый значительный для кого-либо, дорогой по воспоминаниям.

3. Какие слова являются синонимами?

а) начало, развитие

б) необычный, оригинальный

в) одиночество, отчуждение

г) дорога, путь

а) начало, развитие – данные слова не имеют схожих лексических значений, и потому они не являются синонимами.

б) необычный, оригинальный – данные слова имеют схожие лексические значения, а потому они являются синонимами.

в) одиночество, отчуждение – данные слова не имеют схожих лексических значений, и потому они не являются синонимами.

г) дорога, путь - данные слова имеют схожие лексические значения, а потому они являются синонимами.

4. Укажите средства языковой выразительности.

Для справки: оценочная лексика, лексические повторы, сравнения, вопросительные и восклицательные предложения, ряды однородных членов, цитирование, анафоры, гротеск.

Эпитеты:

- глухая (ночь)

- терзающего (пути)

Метафора:

- кремнистый путь

- пустыня внемлет Богу

- звезда с звездою говорит

земля спит в сиянье голубом

Антитеза:

- полнейшее одиночество – во вселенной всё связано друг с другом

Сравнение:

- пейзаж подобен экрану

Вопросительные и восклицательные предложения:

- в самом деле, что это такое: кремнистый путь в пустыне?

- но отчуждения и взаимного непонимания не должно быть!

5. Какие слова имеют стилистическую окраску?

а) воспринимать

б) внимать

в приобретать

г) полагать

а) воспринимать – относится к общеупотребительной лексике

б) внимать – относится к книжной лексике

в) приобретать – относится к общеупотребительной лексике

г) полагать – относится к книжной лексике

Ответ: стилистическую окраску имеют слова внимать (б) и полагать (г).

6. Запишите первый абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Сколько грамматических основ в последнем предложении?

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» пейзаж занимает лишь пять строк – одну четвёртую часть произведения.

Причём это очень необычный пейзаж: в нём нет видимых примет России.

Может быть, поэтому некоторые из исследователей отказываются причислять данное стихотворение к пейзажной лирике.

В самом деле, его содержание представляет настоящий сплав многих мотивов, свойственных в целом лирике Лермонтова: это элегическая грусть, чувство отчуждения и одиночества, пафос свободы, философское осмысление, утверждение связи времён.

Нельзя также отрицать, что пейзажные детали здесь имеют символическое значение.

[А вся картина внутренней жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает значение многозначного, сложного образа-символа, напоминающего о мучительных вопросах]1, (над решением которых бились современники Лермонтова)2.

В последнем предложении 2 грамматические основы.

7. Выпишите из первого абзаца вводные слова.

- может быть

- в самом деле

8. Объясните написание слов: приобретает, причислить, прибавляет, излагать, полагать.

Приобретает

1. Приставка при- имеет значение «доведение действия до определённого результата».

2. Проверочное слово: приобрёл.

3. Приобретать, 1 спряжение.

Причислить

1. Приставка при- имеет значение «присоединение».

Прибавляет

1. Приставка при- имеет значение «присоединение».

2. Проверочное слово: прибавит.

3. Прибавлять, 1 спряжение.

Излагать

1. Приставка перед звонким согласным.

2. Чередование -лаг-/-лож-, перед согласным г пишется гласная а.

Полагать

1. Неизменяемая приставка по-.

2. Чередование -лаг-/-лож-, перед согласным г пишется гласная а.

9. Запишите последнее предложение четвёртого абзаца, составьте его схему. Сколько в нём грамматических основ? Выпишите из этого предложения причастия.

[Оттого он приобретает такой необычный вид]1: [многие его детали метафоричны, имеют переносные значения и явно тяготеют к философской символике]2.

[- =]1: [- =, = и =]2.

В данном предложении 2 грамматические основы.

Выпишем причастия:

В данном предложении нет причастий.

10. Напишите словарный диктант.

Космический фон, образное воплощение, блистающий путь, каменный топор, мощённая камнем, воспринимать природу, заветные пожелания, оригинальная метафора, философское осмысление, злободневные вопросы.

- космический (проверочное слово: космос; суффикс –еск-) фон

- образное (словарное слово; воплощение (какое?) образное) воплощение (словарное слово)

- блистающий (чередование -блист-/-блест-, после корня стоит суффикс –а-; образовано от глагола 1-го спряжения «блистать», суффикс -ющ-) путь

- каменный (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса –н-: камень + -н-) топор (словарное слово)

- мощённая (есть зависимое слово: мощённая (чем?) камнем) камнем

- воспринимать (неизменяемая приставка вос-; приставка перед основой на глухой согласный; проверочное слово: принял; чередование –ним-/-ня-, после стоит суффикс –а-) природу (словарное слово)

- заветные (словарное слово) пожелания (неизменяемая приставка по-; словарное слово)

- оригинальная (словарное слово; смягчающий мягкий знак между двумя согласными) метафора (словарное слово)

- философское (словарное слово; проверочное слово: философы) осмысление (неизменяемая приставка о-)

- злободневные (проверочное слово: злоба; соединительная гласная о после твёрдого согласного) вопросы (словарное слово)