Упр.315 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

31 5. 1. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти. Подчеркните грамматические основы предложений.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой.

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Лермонтова, которое было создано в 1837 году. Какое настроение лирического героя надо передать при чтении? Проанализируйте пунктуацию, чтобы определить место коротких и более продолжительных пауз; найдите слова, на которые падает логическое ударение; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, языковые особенности текста.

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:

^Когда волнуется желтеющая нива, ^/

И свежий лес шумит при звуке ветерка, ^/

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка; ^//

Когда росой обрызганный душистой, ^/

Румяным вечером иль утра в час златой, ^/

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой; ^//

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, ^/ погружая мысль в какой-то смутный сон, ^/

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, ^/ откуда мчится он, - ^//

Тогда смиряется души моей тревога, ^/

Тогда расходятся морщины на челе, - ^//

И счастье я могу постигнуть на земле, ^/

И в небесах я вижу Бога. v//

Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.

Знаком / обозначена короткая пауза.

Знаком // обозначена долгая пауза.

Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.

Знаком v обозначено понижение тона голоса.

Какое настроение лирического героя надо передать при чтении?

При чтении стихотворения необходимо передать задумчивое, и в то же время восторженное настроение лирического героя. Следует также показать, с каким вниманием и трепетом он относится к каждому творению природы.

Проанализируйте пунктуацию, чтобы определить место коротких и более продолжительных пауз:

Когда волнуется желтеющая нива, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)

И свежий лес шумит при звуке ветерка, (запятая разделяет части сложного предложения)

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка; (двоеточие между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности)

Когда росой обрызганный душистой, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство)

Румяным вечером иль утра в час златой, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство)

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой; (двоеточие между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности)

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, (запятой выделяется деепричастный оборот) погружая мысль в какой-то смутный сон, (запятой выделяется деепричастный оборот)

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) откуда мчится он, - (запятая отделяет главное предложение от придаточного)

Тогда смиряется души моей тревога, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)

Тогда расходятся морщины на челе, - (запятая отделяет главное предложение от придаточного) (тире указывает на то, что во второй части предложения содержится результат)

И счастье я могу постигнуть на земле, (запятая отделяет главное предложение от придаточного)

И в небесах я вижу Бога.

3. Докажите, что стихотворение, состоящее из одного предложения (4 строфы) является текстом. С помощью каких языковых средств усиливается связь между частями этого текста (между простыми предложениями в составе сложного, между строфами)?

Данное стихотворение является текстом, поскольку оно разбито на смысловые части (строфы). Каждая строфа является самостоятельной смысловой единицей и частью сложного предложения. В каждой строфе можно выделить микротему и ключевые слова. Все микротемы связаны между собой одной общей темой, а также лексическими, грамматическими и синтаксическими средствами языка. Стихотворение является завершённым и целостным.

Связь между частями текста усиливается при помощи анафоры (когда волнуется – когда росой – когда студёный; тогда смиряется – тогда расходятся).

Также выразительность стихотворения усиливает градация (смиряется тревога, расходятся морщины, я могу постигнуть Бога).

4. Какова стилистическая окраска слов студёныйчело?

(Обратитесь к словарю.)

Студёный – очень холодный, пробирающий холодом.

Слово относится к разговорной лексике. Также оно используется в народно-поэтической речи.

Чело – лоб.

Слово является устаревшим и относится к высокой книжной лексике.

5. В каком значении употребляется в поэтическом тексте слово сага? Произведите разбор словосочетания с этим словом.

Сага (перен.) – нечто легендарное и поэтическое.

Таинственная сага

1. сага (какая?) таинственная;

2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.

3. именное словосочетание.

4. способ связи – согласование.

5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).

6. смысловые отношения – определительные.

6. Подберите синонимы к глаголу постигнуть. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

Постигнуть – понять, уяснить, осмыслить, осознать.

Слова, входящие в синонимический ряд, отличаются стилистической окраской.

Постигнуть – высокий книжный стиль; понять – общеу-потребительное; уяснить – общеупотребительное; осмыслить – нейтральное; осознать – общеупотребительное.

7. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении (эпитеты, метафоры).

Эпитеты:

- свежий (лес)

- сладостной (тенью)

- душистой (росой)

- румяным (вечером)

- златой (час)

- серебристый (ландыш)

- таинственную (сагу)

- мирный (край)

Метафоры:

- волнуется нива

- прячется слива

- ландыш кивает головой

- ключ лепечет

- смиряется тревога

- расходятся морщины

8. Какова роль в тексте повторяющегося союза и?

Повторяющийся союз и в тексте связывает части сложного предложения. Также его употребление делает текст более торжественным.

9. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

1) правописание тся/тся; нива (что делает?) волнуется.

2) правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени; желтеющая – от глагола «желтеть», 1 спряжение; суффикс -ющ.

3) непроверяемые безударные гласные в корне слова; ветерка (словарное слово).

4) правописание разделительного мягкого знака; тенью, разде-лительный мягкий знак перед гласной ю.

5) непроизносимая согласная в корне слова; сладостной, проверочное слово: сладость.

6) безударная проверяемая гласная в корне слова; зелёного, проверочное слово: зелень.

7) правописание нн в суффиксах причастий; обрызганной, в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн.

8) правописание безударных окончаний прилагательных; росой (какой?) душистой.

9) правописание н/нн в суффиксах прилагательных; румяным, в суффиксе -ян- пишется одна н; таинственную – в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн.

10) правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих; ландыш, мужской род, 2 склонение, мягкий знак не пишется.

11) правописание безударных окончаний глаголов; кивает – кивать, 1 спряжение.

12) правописание суффикса -то; какой-то – суффикс -то с неопределёнными местоимениями пишется раздельно.

13) точка с запятой между частями сложного предложения, отдалёнными друг от друга по смыслу:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

14) запятая между частями сложного предложения:

Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе…

15) деепричастный оборот выделяется запятыми;

И, погружая мысль в какой-то смутный сон, лепечет…

10. Произведите разные виды анализа.

Фонетический анализ слова.

Зелёного

1. Зелёного – зе-лё-но-го (4 слога; 2-й слог ударный).

2. Зелёного – [з’ил’онава]

3. В слове 8 букв: 4 гласных и 4 согласных.

4. Звукобуквенный анализ:

з – [з’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный

е – [и]: гласный, безударный

л – [л’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный

ё – [о]: гласный, ударный

н – [н]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный

о – [а]: гласный, безударный

г – [в]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный

о – [а]: гласный, безударный

5. В слове 8 звуков: 4 гласных и 4 согласных.

Морфемный анализ слова:

Сладостной

1. Сладостной – имя прилагательное.

2. Выделим основу и окончание: сладостной

3. Найдём словообразовательные морфемы: сладостной

4. Найдём корень слова: сладостной (сладкий, несладкий).

5. сладостной

Морфологический анализ слова:

Лепечет

1. Лепечет – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?).

2. Инфинитив: лепетать.

3. Постоянные признаки:

- 1-е спряжение

- несовершенный вид

- переходный

- невозвратный

4. Непостоянные признаки:

- изъявительное наклонение

- настоящее время

- 3-е лицо

- единственное число

5. В предложении является сказуемым (ключ (что делает?) лепечет).

Лексический анализ слова:

Златой

1. Златой – блаженный, счастливый.

2. Многозначное.

Златой – 1. связанный, соотносящийся по значению с существительным злато. 2. свойственный злату, характерный для него. 3. сделанный или состоящий из золота; золотой. 4. позолоченный. 5. цветом напоминающий золото. 6. (перен.) блаженный, счастливый.

3. Употреблено в переносном значении. (6).

4. Метафора.

5. Синонимы: блаженный, счастливый.

6. Антонимы: несчастный.

7. Является устаревшим.

8. Исконное.

9. Относится к книжной лексике.

10. Фразеологизмов со словом нет.

Орфографический анализ слова:

Таинственную

1. таинственную

2. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: тайна.

3. Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн.

11. Составьте схему сложного предложения, отразив в ней грамматические основы простых предложений.

(Когда волнуется желтеющая нива)1,

[И свежий лес шумит при звуке ветерка]2,

[И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка]3;

(Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой)4;

(Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край)5, (откуда мчится он)6, -

[Тогда смиряется души моей тревога]7,

[Тогда расходятся морщины на челе]8, -

[И счастье я могу постигнуть на земле]9,

[И в небесах я вижу Бога]10.

(Когда = -)1, и [- =]2, и [= -]3; (когда - =)4; (когда - = и =)5, (откуда = -)6, - [= -]7, [= -]8, - и [- =]9, и [- =]10.